Главная
Rambler's Top100 Латвия
Города и курорты
Туры в Латвию
Отели
Визы в Латвию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Латвии
Регистрация фирм в Латвии
 
Литва
Города и курорты
Туры в Литву
Отели
Визы в Литву
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Литве
Регистрация фирм в Литве
 
Эстония
Города и курорты
Туры в Эстонию
Отели
Визы в Эстонию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Эстонии
Регистрация фирм в Эстонии
 
Калининградская область
Курорты
Туры
Отели
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
 
Новости
Погода
 
Контакты
 
Карта сайта
 
Эпоха Ренессанса в Литве (2-я пол. 16-1-я пол. 17 в.)

Главная / Литва / Статьи / Эпоха Ренессанса в Литве (2-я пол. 16-1-я пол. 17 в.) /

В 16 в. подъем экономики, развитие торговых отношений, освоение лесных массивов в западной части Литвы (в Судуве) и проведенная волочная реформа (с 1557 г.) способствовали возникновению новых поселений и городов.

Расширяются и культурные связи Литвы с зарубежными странами, особенно, при посредстве Польши, с Италией; в Польше и Литве в строительстве зданий наряду с готическим стилем распространяются художественные идеи Ренессанса. В 20-х гг. 16 в. великий князь литовский и король польский Сигизмунд Старый, чьей женой была миланская герцогиня Бона Сфорца, приглашает в Краков итальянских художников и ремесленников. Он и его сын Сигизмунд Август покровительствуют новому искусству. Для перестройки Нижнего замка в Вильнюсе – великокняжеской резиденции – приглашаются также итальянские мастера, которые работают и по заказам польских и литовских магнатов, в связи с чем в ренессансном искусстве Литвы возникает  аристократический оттенок. Распространение идей гуманизма и реформации содействовали оживлению культурной жизни; впервые были напечатаны книги на литовском языке, основан Вильнюсский университет (1579). Вильнюс стал крупным культурным центром Северной Европы.

Важным стимулом развития ренессансных тенденций в Литве, вошедшей в состав Речи Посполитой, явилось оппозиционное отношение литовской феодальной аристократии к католической церкви, которая ориентировалась на традиции готики. Эпоха Ренессанса в Литве начинается во второй половине 16 века и продолжается до середины 17 в., соседствуя с готикой, которая долго не уступала своих позиций, особенно в строительстве культовых сооружений. При этом в архитектуре и изобразительном искусстве в конце 16-1-й пол. 17 в. проявляются тенденции маньеризма, а с начала 17 века параллельно с поздним Ренессансом  постепенно складывается стиль барокко. С 60-х гг. 16 в. усиливается движение контрреформации, а с 1569 года в Литве разворачивают активную работу иезуиты, в чьих руках оказывается образование – сеть школ и открывшийся в 1579 году Вильнюсский университет (Академия), где с преподавания архитектуры начинается развитие в Литве традиций художественной педагогики.

Ярче всего архитектура Ренессанса проявила себя в застройке новых городов, которые теперь создаются по регулярному плану. Типичной схемой городского центра является квадратная рыночная площадь с ратушей и прямоугольная сеть улиц, отходящих от ее углов (города Биржай, Вирбалис, Скуодас, Кретинга, Вилкавишкис и др.). В старых городах, сохранявших свой радиальный план, тоже идет строительство в новом стиле: отчасти реконструируются Каунас (с 1540 г.), Кедайняй (ок. 1567 г.), Гродно (1560 г.). В Вильнюсе, например, 9 ворот каменной городской стены приобрели черты ренессансной архитектуры. Из них хорошо сохранились Мядининкайские ворота (ворота Аушрос, 1503-1522, предполагаемый мастер И.Скидялис), ставшие в 17 веке часовней. План их почти квадратный. Вначале они были двухэтажными, с элементами готической архитектуры, позже появился третий ярус. На рубеже 16-17 вв. над ними возвели аттик в стиле позднего Ренессанса, восточную сторону которого украшает рельефный декор с изображением герба Литвы, поддерживаемого двумя грифонами. В стенах – круглые бойницы. Первый этаж перекрыт цилиндрическим сводом. В начале 19 в. с западной стороны Мядининкайских ворот была пристроена классицистическая капелла Аушрос, где находится картина прекрасной работы «Св. Мария», или «Мадонна Аушрос Варту» (16 в., автор неизвестен) – одно из самых ранних произведений живописи в Литве. Композиция имеет черты конструктивной строгости, ясности, монументальности, она представляет собой редкий иконографический тип изображения мадонны – без младенца на руках и дополнительных христианских атрибутов. Орнаментированный оклад картины, серебряный с позолотой, работы вильнюсского цеха золотых дел мастеров, относится к концу 18 в.

Среди учебных заведений Литвы главными являлись Вильнюсская академия и университет. Строительство университетского комплекса (1570-18 в.) начинается во второй половине 16 в. в центральном квартале старого города в Вильнюсе; постепенно он превращается в архитектурный ансамбль, состоящий из системы двориков, окруженных учебными корпусами – трехэтажными, с ренессансными аркадами. В 1582-1622 гг. по итальянскому образцу были построены трехэтажные, с аркадами, общежития для студентов (алумнатас) и иезуитский новициат. Каждый университетский дворик (всего их 13) носит имя выдающегося деятеля университета – ученого, писателя, архитектора или художника. Одним из первых был завершен так называемый дворик Скарги. Окружавшие его  корпуса имели открытые галереи в духе итальянских ренессансных построек; позднее галереи были замурованы. Главные дворы – Большой, Почябутаса и Библиотечный – также окружались трехэтажными корпусами с открытыми аркадами галерей. В некоторых элементах их ордерной системы, в трактовке капителей, карнизов уже можно было наблюдать утрату чистоты ренессансного рисунка и проникновение влияний раннего римского барокко. В 1753 г. над домом во Дворе Сарбевиюса построили обсерваторию в стиле барокко (архитектор Т.Жебраускас), а в 1782-1788 гг. – пристройку к ней в стиле классицизма, с двумя башенками и декоративным фризом (архитектор М. Кнакфус). В корпусах находятся залы, объемно-пространственное и декоративное решение которых представляет собой значительную художественную ценность: зал художника Смуглявичюса с цилиндрическим сводом с люнетами (арочными проемами в своде или стене, ограниченными горизонтально; начало 17 в.), в центре которого расположена фреска 17 в. неизвестного художника, изображающая деву Марию, осеняющую плащом ученых старой академии, и классицистической росписью стен, исполненной П.Смуглявичюсом (1802); зал историка Лелевеля, в стиле барокко, с крестовым сводом с люнетами и гризайлевой орнаментикой (гризайль – вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках одного цвета, чаще всего серого); колонный зал (аула) в стиле классицизма и др. В 1970-1979 гг. проведена большая реконструкция и реставрация всего ансамбля.

Реформация, а затем контрреформация благоприятствовали появлению храмов и монастырей, которые строили местные и иностранные мастера. Главными заказчиками построек часто были великий князь и крупные феодалы. Поскольку католическая церковь поддерживала готику, в культовой архитектуре Литвы художественные принципы Ренессанса сказывались более ограниченно. Однако появлялись новые черты в конструкции, композиции, трактовке внутреннего пространства и декоре храмов – больше в провинции (Симнас, Круонис, Кельме, Шауляй), но также и в Вильнюсе, где был построен и хорошо сохранился костел св. Михаила (Миколаса) (1594-1625). Это однонефная церковь, больше похожая на нарядный зал княжеского дворца. Во внешнем его облике заметны некоторые черты готики в композиции боковых фасадов с их контрфорсами, узкими высокими окнами, вытянутыми пропорциями. В интерьере готику, ее нервюрные своды, напоминают розетты, стилизованные звезды, связанные как бы в единое кружево, но они остаются лишь декорацией, покрывая легким симметричным рельефным узором цилиндрические своды с люнетами. Нарядный вид интерьера усиливает мраморный алтарь в стиле Ренессанса и монументальное надгробие Л.Сапеги, принадлежащее к редкому портальному типу, выполненное из цветного мрамора (1-я пол. 17 в., мастерская Себастьяна Сали?). Раньше на стенах были фрески. Мерность и четкий ритм членений интерьера за счет сильно выступающих пилястр с геометрическим рисунком капителей коринфского ордера тоже подчеркивают ренессансные черты, которые доминируют и во внешнем облике храма. Интересен двухъярусный фронтон с волютами, вписанный между двумя невысокими двухъярусными башенками, внизу круглыми, во втором ярусе – восьмигранными, с завершениями в стиле барокко. С южной стороны костела в 1604 г. к нему был пристроен двухэтажный корпус монастыря бернардинок. В 1715 г. построена надвратная башня-колокольня в стиле барокко. Таким образом, три стиля своеобразно и оригинально сплавлены в облике костела, благодаря чему он стал одним из замечательных достижений местной школы архитектуры, близкой к традиции так называемого люблинского Ренессанса, развивавшегося в Польше в первой четверти 17 в.

Также черты ренессанса и готики соединяет в себе костел в Кретинге (1610-1617, мастер Г.Аркон), который был построен по распоряжению гетмана Великого княжества Литовского И.К. Каткявичюса в одно время с францисканским монастырем. Вначале это был однонефный храм с башней на главном фасаде, внешне ренессансный, что было видно в амвоне (потерявшем свои серебряные скульптуры во время Северной войны), декоративном рисунке нервюр в крестовых сводах, в исполнении деревянных дверей сакристии и сеней с портретными гермами семьи Каткявичюса, картушей гербов, органе на хорах, который сгорел в 1941 г.; вместе с тем пространственное решение центрального нефа принадлежит готике, как и сохранившиеся до сих пор стрельчатые окна. После реконструкции в стиле барокко костел стал трехнефной базиликой.

К лучшим произведениям литовского зодчества смешанного типа, где гармонично сочетаются формы готики, Ренессанса и барокко, относится и ансамбль в Титувенай, строившийся в несколько этапов. В его состав входит костел, часовня и монастырь бернардинцев с хозяйственными постройками. Костел (1614-1639, руководитель строительства вильнюсский мастер Т.Касперас) также стал трехнефной базиликой после реконструкции, а первоначально был построен в ренессансных традициях с элементами готики (стрельчатые окна, высокая крыша). Алтари и скульптуры в интерьере выполнены в стиле Ренессанса и барокко, живопись принадлежит к 17-18 вв., металлические изделия в барочном стиле (18 в., вильнюсские мастера). Рядом с костелом с восточной стороны находится двухэтажный корпус монастыря (1614-1639) ренессансной архитектуры с небольшим двором. В коридоре первого этажа стены расписаны сюжетными композициями в технике аль фреско. В 18 в. были построены открытые аркады галерей (1771-1773; фрески 1824 г., живописец М.Сабаляускас), окружавшие квадратный двор, и возведена часовня (1775).

Литовской архитектуре в целом присущи черты терпимости и отсутствия резких переходов от одного стиля к другому. Многие памятники, в том числе дворцы, замки и резиденции феодалов, имеют переходный характер, как, например, дворец Радвиллов (Радзивиллов) в Вильнюсе (ок. 1600 г.), который тяготеет к Ренессансу, но уже имеет новые черты, отличающие его от оборонных замков 16 в. Открытый парадный двор, образованный тремя соединенными между собой корпусами, - такой принцип композиции дворца получил развитие в эпоху зрелого барокко.

В возводимых в это время сооружениях ренессансные формы иногда переплетаются с готическими, классический ордер трактуется свободно (в Вильнюсе - дом № 4 на бывш. ул. Горького; княжеский дворец в Нижнем замке, до 1530 г.; ворота городских оборонительных стен, 1503-1522). Фасады украшаются пышными фронтонами (дом Масальскиса, 1634, в Каунасе), арочными нишами с узкими окнами, во дворах появляются открытые галереи (университет, 1570-18 в., в Вильнюсе). В некоторых городах (в Каунасе – в сер. 18 в.; в Вильнюсе – в 1503-1522 гг.; в Биржае - в конце 16-17 вв.) возводятся оборонительные укрепления. До сих пор в Вильнюсе сохранились фрагменты городской стены (1503-1522) с Мядининкайскими воротами. В Геранонах (Белоруссия) в 1519-1529 гг. был построен каменный замок Гоштаутаса, четырехугольный в плане; он  был окружен рвами, земляными валами и имел двухэтажный дворец. В Биржае (в 1575-1589) был сооружен один из самых больших замков в северо-западной Европе. Окруженный озером, отчасти искусственным, он имел земляные бастионы, укрепленные кирпичом; во дворе располагались трехэтажный дворец Радвиллов и культовое здание. В 17 в. замок был реконструирован по проекту архитектора А.Фрейтага: его территория была расширена до 13 гектаров, построен новый трехэтажный дворец в стиле Ренессанса.

В первой половине 16 в. в Вильнюсе на территории Нижнего замка возводится новый ренессансный трехэтажный дворец великого князя, состоящий из четырех корпусов. Внутренний его двор был окружен легкой аркадой с изящными колоннами, напоминавшей аркады в двориках флорентинских палаццо. В то же время многими чертами – такими, как система оборонительных стен с въездными воротами, выступающими из стен башнями с бойницами, - новый княжеский дворец напоминал старую крепостную архитектуру. Рядом с княжеским дворцом находился дворцовый ансамбль Радвиллов, в который входили два отдельных комплекса с нарядными трежэтажными зданиями (сохранились лишь фрагменты).

На периферии также было построено немало двух- и трехэтажных дворцов-замков (замок Сапегов в Альшенай, нач. 17 в.; замок в Панямуне, 1604-1620; замок в Раудоне, кон. 16 в.; замок в Гольшанах, 1-я пол. 17 в., Белорусия), с корпусами вокруг четырехугольных дворов с цилиндрическими башнями, окруженных прудами, рвами, парками. Внешний архитектурный облик этих дворцов-замков отличается сдержанностью. Сооружались также дворцы с башнями, расположенными на углах (дворец в Сиесикай, кон. 16-нач. 17 в.; дом-крепость в Гайтюнишках, Белоруссия, 1613 в.; замок в Раудондварисе, до 1615 г.).

В городах возводились двухэтажные прямоугольные (дом № 20, ул. Вильняус, в Каунасе, 2-я пол. 15-16 вв.) и угловые в плане жилые дома (дома № 4 и № 6, бывш. ул. Горького, в Вильнюсе); их первый этаж часто отводился для торговых помещений. Ремесленные корпорации строили здания цехов с рабочими помещениями, а также для приема гостей и собраний (дом № 4 на ул. Музеяус, в Вильнюсе). Сооружали дома для себя и иностранные купеческие представительства (дом № 67, ул. В.Кузмос, в Каунасе).

Сооружавшиеся культовые здания в стиле Ренессанса могли быть в плане прямоугольными (костел в Пашушвисе, 1553; костел в Кретинге, 1610-1617) и крестовыми (костел свв. Петра и Павла в Шяуляе, 1595-1625; костел в Круонисе, 1610), однонефными и зальными трехнефными (костел в Рикантайе, известен с 1555; костел св. Троицы в Каунасе, 1634), с башнями и без них. Интерьеры этих костелов украшались резными скамьями (костел в Сиесикай, 1537), дверями (костел в Кретинге), амвонами (костел в Видянишкесе, 1618); там помещали скульптурные надгробные памятники, мраморные доски с эпитафиями.

Городские ратуши этого времени почти не сохранились, кроме ратуши в Кедайняй (1624-1654, сохранилась не полностью). Ратуши были двухэтажные, прямоугольные в плане, с башнями для часов.

Развивается и живопись, расширяется ее жанровый диапазон. Ренессансный интерес к человеку способствует развитию жанра скульптурного портрета – прежде всего надгробия (гробницы), медали. К самым ранним ренессансным портретам в Литве принадлежат, например, надгробия Альбертаса Гоштаутаса и епископа А.Гоштаутаса (1539-1541, мастер Занобия де Джианотис), где выразительность, индивидуализированность черт, игра светотени на поверхности рельефа сочетаются с некоторыми чертами готической стилизации. Развитие жанра видно в памятнике П.Альшенишкису (нач. 1550-х гг., мастерская Д.-М. Падовано), где выразительность, живость, большая непосредственность и свобода позы сочетаются с типичным ренессансным обрамлением - узором орнамента, головками путти; в мраморном надгробии Теодора Богдана Огинского в униатской церкви в Круонисе, созданном, когда портретируемый был еще во цвете лет. В начале 17 в. чувствуется влияние маньеризма и раннего барокко, проявившихся в большей пышности композиции и обрамления гробниц, большем разнообразии скульптурного декора, в появлении аллегорических статуй наряду с портретными, пристрастии к полихромии, сочетанию, иногда констрастному, разноцветного мрамора, белого алебастра, золотистого песчаника и других материалов (надгробие Андрюса Валавичюса в церкви в Титувенай, переходный характер; надгробие Станислава Радвиллы в Бернардинском костеле в Вильнюсе, 1618-1623, мастерская фламандского скульптора Вильгельма ван ден Блоке; памятник Петру Веселовскому, 1635, там же; гробница Леона Сапеги из вильнюсского костела св. Михаила, 1630-е гг., мастерская Себастьяна Сале). В развитии монументальной скульптуры заметна тенденция к некоторой отстраненности мастера от своей модели, отсутствие гражданских мотивов, характерных для 16 в. Монументальная ренессансная живопись – к сожалению, не сохранившаяся в Литве, - украшала, в основном, дворцы и дома знати, храмы (дворец Нижнего замка, костелы - Кафедральный, Бернардинский, св. Михаила в Вильнюсе и др.).

Литовские мастера начинают осваивать в 16 в. искусство витража. В середине века (1547) появилась первая стекольная мастерская – Мартына Палецкиса. Спустя век, в 1663 году, был утвержден устав цеха стекольщиков, для вступления в который соискателю требовалось уметь

сделать светильник из цветного стекла или написать на стекле Распятие. Получает распространение станковая живопись: пишутся картины на деревянных досках, на полотнах и флагах; мастерам заказывают иконы для вывешивания на башнях городских ворот, на наружных стенах церквей. Скажем, на башне Тракайских ворот в начале 17 в. висели четыре картины. В ренессансную эпоху стало модно среди знати коллекционирование картин. Одним из первых в Литве коллекционеров был Сигизмунд Август, собиравший картинную галерею в Вильнюсском замке; были коллекции и у Й.Радвиллы, епископа-гуманиста Ю.Петкунаса и других магнатов. Иконопись развивалась под влиянием русской и западноевропейской традиций; в портретной живописи ощутимы влияния итальянского искусства. Развиваются жанры исторического портрета, графики в связи с потребностями книжной иллюстрации. В 1525 году белорусским просветителем и первопечатником Франциском Скориной, который переехал в Вильнюс из Праги, были напечатаны первые две книги в Литве, а в середине 16 века под немецким влиянием, проникавшим из Кенигсберга, начали печататься протестантские книги на литовском языке, первой из которых была книга М.Мажвидаса «Простые слова катехизиса», 1547. Издание славянских книг возобновил ученик первопечатника Ивана Федорова Петр Мстиславец, переехавший из Москвы в Вильнюс и в типографии братьев Мамоничей, основанной в 1574 году, и с их помощью продолжил дело Скорины; одной из первых его книг стало Евангелие (1574), с прекрасным рисунком, вырезанным по дереву, изображающим фигуры четырех евангелистов; в мастерской Мамоничей работал и Грини Иванович, еще один ученик Ивана Федорова. Одним из красивейших произведений печатной графики стала Литовская библия Радвиллов, чей титульный лист демонстрирует высокое мастерство неизвестного гравера. Интересен жанр графического портрета (потрет Сигизмунда Вазы в издании «Статута Великого Княжества Литовского», 1588; портрет хрониста М.Стрийковского в его «Хронике», Кенигсберг, 1582, и др.). Развивалась и гравюра на меди: впервые ее применил в 1604 году Т.Маковскис в иллюстрациях к панегирику в честь М.Радвиллы, написанному студентами иезуитской коллегии в Несвиже братьями Й., З. и М. Скорульскими. В центре гравюры – выполненный в традициях Ренессанса герб Радвиллов, над которым находится панорамный пейзаж Вильнюса, по всей видимости, выполненный с натуры. И дальше Маковскис создал целую серию пейзажей-панорам Вильнюса, Каунаса, Тракай, Биржай, Несвижа, Москвы, Клецка. По заказу же Радвиллы в 1613 г. он издал в Амстердаме географическую карту Литвы.

В целом период ренессансного искусства, развивавшегося в реалистическом русле, с его интересом к человеку, природе, земному, не столь длителен в Литве; контрреформация, общественные противоречия, смятение умов, потерявших ренессансную цельность, расширение потребностей развития вызвали смену стилистических приоритетов.

В 17 в. Ренессанс в Литве постепенно уступает место стилю барокко.

Поиск тура
Регион:



Тип тура:



Ориентировочная дата:

от:

до:

Цена, долл., не более:




Курс валют
Информеры - курсы валют

Балтийские новости
20.02.14 | Кемерский парк открывает свои двери

12.02.14 | Праздник музыки европейского масштаба в Риге

08.02.14 | Открытие здания репрессий и пыток

05.02.14 | Праздник Пасхи и весеннего солнцестояния в Латвии

22.01.14 | Самые успешные люди Латвии

20.01.14 | Прощание Латвии с латами

15.01.14 | Скажи Литве «Like»

12.01.14 | Рядом с бизнес-центром - отель

10.01.14 | Деревенский туризм набирает популярность

01.01.14 | Благодаря обыскам выросла цена на наркотики

Все новости


Подпишитесь на рассылку!
Подпишитесь на рассылку новостей и спецпредложений по отдыху в странах Балтии



главная | латвия | литва | эстония | россия | новости | погода | контакты
Туристическая компания "TOURPLUS". Москва, ул. Марксистская, 3, оф. 416,
тел. (495) 785-88-10 (многоканальный).

      Rambler's Top100

© Tourplus, 2005—2013