Главная
Rambler's Top100 Латвия
Города и курорты
Туры в Латвию
Отели
Визы в Латвию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Латвии
Регистрация фирм в Латвии
 
Литва
Города и курорты
Туры в Литву
Отели
Визы в Литву
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Литве
Регистрация фирм в Литве
 
Эстония
Города и курорты
Туры в Эстонию
Отели
Визы в Эстонию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Эстонии
Регистрация фирм в Эстонии
 
Калининградская область
Курорты
Туры
Отели
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
 
Новости
Погода
 
Контакты
 
Карта сайта
 
Эпоха романтизма, критического реализма и историзма в литовском искусстве (1830-конец 19 в.)

Главная / Литва / Статьи / Эпоха романтизма, критического реализма и историзма в литовском искусстве (1830-конец 19 в.) /

Начиная с 1830-х годов в архитектуре Литвы, так же как в России и в странах западной Европы, под воздействием новых взглядов и потребностей все явственней обнаруживаются стилизаторские тенденции, классицизм уступает место романтизму (1830-1860). Черты романтизма присущи, главным образом, усадебным постройкам на периферии (дворец в Байсогале, сер. 19 в.; дворец в Пагрижувисе, 1859 г., архитектор Ф.Римгайла, и др.), где стиль классицизма соседствует с элементами других стилей. Вместе с тем романтизм в Литве имеет региональные особенности, которые проявились в оригинальном сочетании местных камней-валунов и каменной кирпичной кладки.

Главным историческим событием в Литве второй половины 19 века было восстание 1863-1864 гг. и его жестокое подавление царским правительством, когда тысячи литовцев были репрессированы, а в стране запрещена литовская печать. Эта эпоха была более благоприятной опять же для живописи, чем для архитектуры. Уже с середины века и особенно с 60-х годов очевидны признаки эклектики, утраты стилевого единства в архитектуре Литвы. Царское правительство, запретив печатание книг на литовском языке латинским шрифтом (запрет длился с 1864 по 1904 гг.), обучение на литовском языке и т.п., проводит здесь политику русификации, принимает дискриминационные меры в отношении литовских архитекторов и, игнорируя местные традиции, насаждает далекий от них «русско-византийский» стиль, в котором строится, например, гарнизонный православный собор в Каунасе (1891-1895), пышный и тяжеловесный, похожий на те, что были возведены в 80-90-х годах в Риге, Таллинне, других губернских городах Российской империи. И местные заказчики для строительства и украшения своих имений, часовен-усыпальниц часто привлекают западноевропейских архитекторов, предпочитая эклектическую смесь элементов романского, готического, ренессансного и барочного стилей; так романтизм перешел в историзм (около 1880 г.), характеризующийся отсутствием единства стилистических форм, терпимостью к соединению разных исторических стилей. Модной в то время в Литве была псевдоготика. В псевдоготическом стиле был создан впечатляющий костел в Рокишкисе (1866-1883, архитекторы Г.фон Шахт, Г.Вернер) по заказу графа Тизенгаузена, который намеревался устроить здесь семейный мавзолей. Строил ее тирольский архитектор, витражи изготавливались венскими мастерами, из Парижа доставили центральный алтарь из позолоченной бронзы, мебель интерьера, в том числе дубовая кафедра, украшена высокохудожественной резьбой работы бельгийских мастеров из Лувена и местных народных мастеров. В плане костел прямоугольный, трехнефный, безбашенный, с многогранной апсидой. Его стены имеют контрфорсы. Главный фасад костела расчленен на три части двумя ступенчатыми контрфорсами, соответственно делению внутреннего пространства. Над входом в середине плоскости стены находится большая стрельчатая ниша. Крыша высокая двускатная, по ее краю проходит ступенчатая ажурная аркада с миниатюрными башенками, что придает всему облику фасада декоративность и легкость. Около пресбитерия находится колокольня, соединенная с костелом коротким крытым переходим. Ее первый ярус квадратный в плане, с угловыми контрфорсами, второй, завершенный высоким шпилем, - восьмиугольный. Костел удачно соединяет профессиональное творчество западноевропейских архитекторов и художников с работой местных мастеров, что делает его одним из наиболее ценных литовских памятников периода историзма.

В стиле эклектики возведены и дворец в Лянтварисе (кон.19-нач.20в.), и другие здания, среди которых многоквартирные дома, коттеджи, банки, железнодорожные вокзалы, промышленные сооружения в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде. Однако для полноценного развития литовской архитектуры в этот период заказов было недостаточно. То же происходит и в области скульптуры. Литовские скульпторы, не имеющие заказов, вынуждены были уезжать с родины, как это сделали М.Антокольский, П.Велионишкис, который, проучившись в Варшаве, затем в Петербургской Академии художеств, бывший шесть лет ее стипендиатом за границей, осел в конце концов в Варшаве. В композициях на темы античного Рима он ассоциативно рассказывал о страданиях своей родины. Известны и его талантливые портретные произведения: мраморный рельеф – портрет дочери – или выполненный в бронзе проект памятника Л.Кондратавичюсу-Сирокомле (1908). Хотя он сам не работал на родине, но способствовал становлению нового поколения литовских скульпторов, уже 20 века, обучая их в Варшаве, - П.Римши, В. Грибаса.

В изобразительном искусстве второй половины 19 века остаются актуальными традиции романтизма, сосуществующие с набирающими силу тенденциями критического реализма. Любимые темы творчества романтиков по-прежнему связаны с героическим прошлым Литвы, борьбой за свободу. В этом смысле одним из наиболее характерных художников является Миколас Эльвирас Андриоли (1836-1893), посвятивший этой теме картины «Смерть Кестутиса», «Гедиминас строит Вильнюсский замок», «Литовцы встречают крестоносцев», а также создавший иллюстрации к поэмам Адама Мицкевича «Пан Тадеуш» (1882) и «Конрад Валленрод», где ярко написаны образы борцов за свободу и где средствами графики созданы сложные многофигурные композиции. Сам художник, учившийся сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, занимавшийся в Риме и Париже, участвовал в восстании 1863 года, после поражения которого бежал за границу, был арестован при попытке возвратиться и сослан в Вятку. Амнистия 1871 года позволила ему уехать в Варшаву; несколько лет он жил в Париже, иллюстрировал там польские и французские периодические издания, сотрудничал с издательством «Фирмен Дидо». В 1890 году он вернулся в Литву.

Другой известный художник, историк и этнограф, ученик К.Русецкаса, учившийся затем в Париже и Мюнхене, Альфредас Ремерис (1832-1897), тоже участвовал в восстании 1863 года, сидел в тюрьме, жил потом в провинции. Он создавал образы участников восстания, писал картины тюремной жизни, портреты крестьян, близких людей (отца, матери, брата). Его талантливые портреты человечны, просты и естественны в композиции. Его брат, Эдвардас Матас Ремерис (1848-1900), также учился живописи в Вильнюсе – у старшего брата, у К.Русецкаса, Й.Зенкявичюса, затем в Дрездене и Мюнхене; с 1878 года он жил в Вильнюсе. Известны выполненные им портреты (литовского народного поэта А.Страздаса, «Кузнец», «Крестьянин в меховой шапке» и др.) и особенно его пленэрные пейзажи, в которых он, современник барбизонцев и импрессионистов, искусно передает как бы растворение в солнечном свете мягко мерцающих предметов, решает задачи обогащения фактуры живописного полотна («Зима», кон. 19 века, и др.). По законам пленэрной живописи построены и картины Романа Алекна-Швойницкиса (1845-1915), даже такая «политическая» картина, как «Дозор повстанцев на опушке леса», решенная как пейзаж со стаффажем, где поэтично написаны лесная опушка, хутор с колодезным журавлем, тонко передана холодная рассветная атмосфера, в которой тает нежная прозрачная зелень весенней рощи. Он был учеником К.Русецкаса; как участника восстания, его сослали в Казанскую губернию, после амнистии он переехал в Варшаву и позднее учился в Мюнхенской Академии художеств (1873-1875).

Другой художник, Пранас Юрьявичюс (1849-1919), учившийся в Париже, был талантливым лириком пейзажа, оригинальным в выборе композиции, любившим передавать трепетность и прозрачность теней. При этом он мог создавать и образы разных социальных типов, отражающих контрасты современной жизни, как в изображении группы богомольцев («Вильнюс. Калвария»).

Литовское искусство последней трети века все больше сближается с русским, художникам близка русская революционно настроенная демократическая интеллигенция, их произведения перекликаются с творчеством передвижников, выставки которых проходили в Вильнюсе в 1873 и 1878-1879 годах. Многие литовские художники учились в Москве и Петербурге; среди них – Никодемас Сильванавичюс (1834-1919), учившийся в 1856-1863 и 1866-1870 годах в Петербургской Академии художеств, или Винцас Слендзинскис (1837-1909), сын художника Александра Слендзинскиса, учившийся в Москве у В.Перова с 1855 года, участник восстания 1863 года. Творчество первого в значительной степени посвящено жанровой живописи в ракурсе крестьянской темы («Пастух» и др.). Второй также работал в духе передвижничества, создавая со страстным сочувствием образы бедняков, крестьян, нищих; он писал и в жанре типологического портрета различных представителей демократических кругов литовского общества. Близок этой линии был и Казимир Альхимавичюс (1840-1917), учившийся в Варшаве, Мюнхене и Париже уже после участия в восстании и сибирской ссылке, в которой он провел семь лет. Он правдиво, с глубоким сочувствием писал быт крестьян, батраков («Жатва в Литве», «Дети на опушке леса», «Наем работников», «В литовской бане», «Заброшенная мельница»). Известность, однако, к нему пришла благодаря мифологическим композициям и произведениям на темы исторического прошлого Литвы («Похороны Гедиминаса», «Лиздейка на развалинах святилища Перкунаса», «Мильда», «Смерть Маргириса»).

Значительную роль в объединении литовских художников сыграл И.П. Трутнев и его рисовальная школа, открытая в 1866 году в Вильнюсе, которая должна была, по мысли царской администрации, способствовать русификации края, на деле же, вопреки реакционным целям, сплачивала демократические силы. Это была бесплатная школа, носившая характер среднего учебного заведения, куда принимались ученики независимо от пола, социальной или национальной принадлежности. Ежегодно тут обучались около ста человек. Иван Петрович Трутнев (1827—1912) был выпускником Московского училища живописи ваяния и зодчества и Петербургской академии художеств, в 1866 году он поселился в Вильнюсе. Он был художником-жанристом и бытописателем, талантливым педагогом, посвятившим почти полвека жизни воспитанию молодых художников. С 1896 года школе стала оказывать методологическую поддержку и материальную помощь Петербургская Академия художеств. Появились специальные курсы рисования, живописи, лепки с натуры; каждый год проходили выставки работ ее учеников. Рисовальная школа стала очень важным фактором в деле развития литовского искусства. Она дала импульс творческой работе многих деятелей искусства Литвы, в числе которых были Юозас Балзукявичюс (1866-1915), ярко раскрывавший жизнь литовского крестьянства, глубокое единение человека с природой («Через поле ржи»), а также Т.Даугирдас, В.Диджиокас, Ю.Зикарас, В.Кайрюкштис, Р.Якимавичюс и другие.

К концу 19 века окончательно складывается литовская нация, имеющая богатые художественные традиции, на основе которых развивается искусство Литвы нового столетия.

Поиск тура
Регион:



Тип тура:



Ориентировочная дата:

от:

до:

Цена, долл., не более:




Курс валют
Информеры - курсы валют

Балтийские новости
20.02.14 | Кемерский парк открывает свои двери

12.02.14 | Праздник музыки европейского масштаба в Риге

08.02.14 | Открытие здания репрессий и пыток

05.02.14 | Праздник Пасхи и весеннего солнцестояния в Латвии

22.01.14 | Самые успешные люди Латвии

20.01.14 | Прощание Латвии с латами

15.01.14 | Скажи Литве «Like»

12.01.14 | Рядом с бизнес-центром - отель

10.01.14 | Деревенский туризм набирает популярность

01.01.14 | Благодаря обыскам выросла цена на наркотики

Все новости


Подпишитесь на рассылку!
Подпишитесь на рассылку новостей и спецпредложений по отдыху в странах Балтии



главная | латвия | литва | эстония | россия | новости | погода | контакты
Туристическая компания "TOURPLUS". Москва, ул. Марксистская, 3, оф. 416,
тел. (495) 785-88-10 (многоканальный).

      Rambler's Top100

© Tourplus, 2005—2013