Главная
Rambler's Top100 Латвия
Города и курорты
Туры в Латвию
Отели
Визы в Латвию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Латвии
Регистрация фирм в Латвии
 
Литва
Города и курорты
Туры в Литву
Отели
Визы в Литву
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Литве
Регистрация фирм в Литве
 
Эстония
Города и курорты
Туры в Эстонию
Отели
Визы в Эстонию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Эстонии
Регистрация фирм в Эстонии
 
Калининградская область
Курорты
Туры
Отели
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
 
Новости
Погода
 
Контакты
 
Карта сайта
 
Эпоха барокко в Литве (нач. 17 в.-3-я четв. 18 в.)

Главная / Литва / Статьи / Эпоха барокко в Литве (нач. 17 в.-3-я четв. 18 в.) /

Формирование барочной архитектуры происходило в сложных политических и социально-экономических условиях, вызванных Северной войной, многолетними войнами со Швецией, Россией, эпидемиями чумы, реформацией и контрреформацией, приведших к ослаблению государства.

Здания в стиле барокко возводились с начала 17 века до 3-й четверти 18 в. Этот стиль оказал значительное влияние на развитие литовской архитектуры, и в качестве Вильнюсской школы барокко получило непосредственнное распространение в строительстве зданий в Белоруссии и части Латвии. Смешение самобытных местных традиций с художественной культурой других европейских стран, в первую очередь Италии, определило своеобразный характер стиля барокко в Литве, нашедший особенно яркое выражение в постройках Вильнюса: в костелах, монастырях, дворцах-резиденциях - как городских, так и загородных.

В 1-й пол. 17 в. для формирующегося стиля барокко еще характерны некоторые черты Ренессанса и маньеризма, а также римского барокко. Сооружаются преимущественно отдельные здания, архитектурные формы которых ясны и лаконичны, однако в их общем решении уже можно различить своеобразие композиции.

Традиции барокко, с его отказом от присущих ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, с его упором на драматические коллизии человека и мира, временного и вечного, разума и чувства, с его сложными криволинейными планами и очертаниями, беспокойной игрой света и тени, пышностью и размахом, входят в жизнь в начале 17 в. и оказываются очень созвучными мировоззрению литовского общества этого времени. Условно можно разделить период господства барокко в Литве на 3 этапа: раннее барокко – между 1600 и 1650 гг.; зрелое, время его расцвета – 1650-1690-е гг.; позднее барокко растянулось на столетие – 1690-1790-е гг., сосуществуя с другими стилевыми тенденциями – рококо, классицизмом.

Как и во всей Прибалтике, на церковную архитектуру раннего барокко в Литве оказывает влияние тип римской церкви Иль Джезу (1568-1584) – главного храма ордена иезуитов, созданного архитектором Джакомо да Виньола и законченного его учеником Джакомо делла Порта. В 17 в. главными проводниками идей иезуитов в архитектуре стали Франческо Борромини и наследовавший ему Андреа (дель) Поццо. Соборы по созданным им канонам строились в Италии, Франции, Испании, Германии, Польше, Литве, Латгалии вплоть до конца 18 в. Эстампы с проектов Поццо распространялись по всему свету; он создал декоративную систему, которая сделалась общим правилом в постройках большинства церквей иезуитского ордена. Новый стиль меняет планировку церкви и общую интерпретацию интерьера и экстерьера. Получает распространение план в форме латинского креста с поперечным нефом – трансептом. Купол становится сильно акцентированным: и в наружном облике храма купол определяет его силуэт, и в интерьере выделяется подкупольное пространство, которое становится как бы кульминацией всей композиции. В то же время в Литве, вплоть до 18 в., сохраняются традиции готики и Ренессанса, что в соединении с чертами нового стиля создает оригинальные произведения. В фасадах особенно заметно это стилевое многообразие. Ренессансные ясность членений и спокойная плоскостность сочетаются с барочными извилистыми контурами силуэта и с готическим порывом ввысь, стремлением к стройности, легкости, подчеркнутой высотности общей архитектурной композиции.

Вильнюсский костел св. Казимира (1604-1618, руководитель строительства И.Проховичюс) стал одним из первых храмов, оказавших влияние на развитие барокко в Литве. Он построен по типу римских ранних безбашенных барочных костелов, образцом которых служила церковь Иль Джезу. Он имеет в плане форму латинского креста, но, в отличие от своего римского прототипа, у костела две высокие башни на главном фасаде, что является характерной особенностью местной традиции, и огромный высокий купол над пересечением продольного и поперечного нефов. Купол придает наружному облику величественность и упругую напряженность форм. Боковые фасады по местной традиции укреплены контрфорсами. Костел горел в 17 и 18 вв. В середине 18 в. проводилась его реконструкция под руководством местного архитектора Т.Жебраускаса: были сделаны шлемы двух его высоких башен, купол получил ступенчатую форму, интерьер украшен декором и алтарями в стиле позднего барокко (декоративные работы прусского скульптора Й.Кизнера, фрески чешского живописца Й.Обста). В 1864-1878 гг. костел был переделан в собор старообрядцев. На фасаде появились декоративные элементы в стиле неорококо, башни были понижены, в интерьере уничтожили часть скульптурных украшений и росписей. В 1925 и 1965 здесь проводилась реставрация.

По сравнению с костелом св. Казимира построенные в первой половине 17 в. церкви Святого духа и св. Терезы имели менее выразительные, низкие, глухие купола, но их фасады были ближе к классическим формам раннего барокко. В их пропорциях ощутима вытянутость, устремленность вверх. В церкви Святого духа (Костел Доминиканцев), входящей в ансамбль доминиканского монастыря, несколько раз достраивавшейся и реконструированной после пожаров, вертикальный акцент создают башни, фланкирующие центр. Главный фасад – двухбашенный, разделенный карнизами на три яруса, которые пилястрами расчленены на три части. Здание отличается величественным объемом, играющим важную роль в панораме старого города. Главный вход устроен на боковом фасаде в виде портала, эффектно оформленного дорическими колоннами, пилястрами и рельефным картушем. Интерьер, в стиле рококо и позднего барокко, очень декоративен и изящен. Своеобразны четыре столпа волнистого профиля, которые поддерживают парапет хор, украшенный рокайлями («ракушками»), мотив которых повторяется в плафонах и в лепных украшениях стен. Шестнадцать больших алтарей оригинальны по композиции, амвон отличается пластичностью форм. Купол и своды нефа расписаны фресками на темы из жизни святых. Во дворе монастыря доминиканцев стоит оригинальный каменный столб-часовенка (коплитстульпис, 18 в., позже реставрирована) в виде стройной дорической колонны, завершенной своеобразной миниатюрной постройкой, крышу которой поддерживают четыре консоли.

Один из лучших образцов Вильнюсского раннего барокко и безбашенного костела (трехнефной базилики) является церковь св. Тересы, входящая в ансамбль кармелитского монастыря; она построена в 1633-1650 гг. по заказу вице-канцлера Великого княжества Литовского С.К. Паца (проект архитектора Ульриха; предполагаемый архитектор главного фасада К.Тенкалло). Здесь великолепно переданы черты раннего итальянского барокко, но, в отличие от него, вместо купола над центральным алтарем возведен сферический свод, а композиция фасада характерна плоскостным решением. Костел асимметричен: в восточной его стороне расположены капелла и коридоры, в западной находится колокольня. Внутреннее пространство перекрыто цилиндрическими сводами с люнетами. Главный фасад, двухъярусный, увенчанный высоким треугольным фронтоном, в центре которого находится герб семьи Пацов, особенно гармоничен, близок к ранним формам римских барочных костелов. Все его декоративные элементы выполнены из черного и белого мрамора и гранита. Портал устроен в высокой нише и оформлен двумя колоннами с сандриком (небольшим декоративным карнизом над проемом двери или окна), с выемкой и картушем, волютами и оконным проемом хора над ним. В центре верхнего яруса также расположено нарядно оформленное окно с профилированным наличником, сегментным сандриком и балюстрадой; по сторонам находятся спаренные ионические пилястры и высокие волюты. Интерьер изысканно пропорционален и нарядно оформлен, особенно главный неф, который выше боковых и в два раза их шире. Декоративный орнамент проходит над спаренными пилястрами с пышными коринфскими капителями, которые расчленяют стены между проемами полукруглых арок в нефах. Сложный рисунок украшает паруса купола. Фрески работы М.Слущанскиса (1763-1765), которыми расписаны своды главного нефа, купола, частично стен и некоторых плоскостей боковых алтарей, рассказывают о жизни испанской монахини-кармелитки св. Тересы. Они представляют собой значительное художественное явление в литовском позднем барокко. Из девяти алтарей восемь – в стиле рококо, из песчаника (середина 18 в.), мраморный алтарь в капелле Поцея – в стиле классицизма (кон. 18 в.). Центральное место в костеле занимает двухъярусный главный алтарь св. Тересы. Это один из самых значительных и оригинальных алтарей в литовских храмах. В нем помещены картины «Экстаз св. Тересы» (1-я пол. 19 в., живописец К.Русецкас) и «Мадонна с младенцем и св. Казимиром» (конец 18 в., живописец С. Чехавичюс). В 1783 г. к костелу пристроена нарядная капелла в формах позднего барокко – мавзолей семьи Поцея, а в 1829 году костел и капеллу Аушрос, пристроенную к Мядининкайским воротам, соединили галереей в стиле классицизма.

Во 2-й пол. 17-18 вв. строятся уже целые комплексы и ансамбли. Сооружения поражают своим великолепием, богатством архитектурных форм и декоративных элементов, особенно в интерьерах (костел свв. Петра и Павла в Вильнюсе, 1668-1685; ансамбль Пажайслиса в Каунасе, 1667 г.-2-я пол. 18 в., и др.), где сюжетные сцены сплетаются в циклы, последовательно развивающиеся в пространстве, сохраняя при этом свою архитектоничность.

В числе построек эпохи барокко, отражающих идеологию крупных духовных и светских феодалов, основное место занимали костелы и дворцы знати. Они образовывали пространственные структурные акценты, возвышаясь над рядовой жилой городской застройкой, особенно в Вильнюсе и его пригородах, и создавали очень выразительный силуэт и панораму города.

К выдающимся памятникам барокко Литвы принадлежит вильнюсский костел свв. Петра и Павла (1668-1685), построенный по заказу гетмана Великого княжества Литовского М.К. Пацаса по проекту краковского архитектора Й.Заора в комплексе с монастырем латеранских каноников (августинцев). План и основа архитектурной композиции здания восходит к прототипу раннего барокко – римской церкви Иль Джезу, но опять-таки здесь отчетливо проявляется местное своеобразие: главный фасад фланкирован двумя башнями, вместо пилястров оригинально использованы спаренные колонны, интересны фронтон и декоративно оформленный портал; большой купол придает облику собора тяжеловесность и упругую пластичность форм. Главным же достоинством собора является его внутреннее убранство со множеством высокохудожественных скульптурных украшений на сводах пресбитерия, в куполе, в центральном нефе, в капеллах (св. Августина, Женщин, св.Урсулы, Рыцарей). Фундатор строительства, гетман М.-К. Пац (Пацас), пригласил для украшения собора итальянских мастеров. Над фресками работал М.А. Паллони (1677-1684), скульптурными работами руководили итальянские художники П.Перетти (фигурная пластика), Д.Галли (лепка орнаментов, цветов, трав и других декоративных деталей; участвовал мастер из Вильнюса М.Жилявичюс, 1677-1685 гг.). Скульптура интересна многообразием сюжетов не только религиозного содержания: здесь и христианские святые, отшельники, и аллегории земных добродетелей, античные амуры, веселящиеся путти, ангелы, легендарные короли, вильнюсские горожанки в модных платьях, крестьянские девушки, - как будто авторы задались целью представить жизнь чувственную и духовную, светскую и религиозную в их сложном взаимодействии. В соборе больше двух тысяч фигурных композиций, горельефов и статуй, находящихся в едином целом, открытом свету и воздуху. Многие фигуры расположены на скатах арок, создавая впечатление неустойчивости и скольжения в пространстве. Особой экспрессивностью выделяется скульптура Христа в пресбитерии (17 в., неизвестный художник).

Другим замечательным памятником этого времени, одной из вершин архитектуры эпохи зрелого барокко в Европе является ансамбль Пажайслисского монастыря ордена камальдулов-отшельников, расположенный невдалеке от Каунаса, в лесу, на берегу реки Неман (1667-2-я половина 18 в., архитекторы – венецианец, монах из монастыря Сан Микеле ди Мурано Людовико Фредо, после его смерти в 1682 г. – братья К. и П.Путини, П.Перетти). Отчасти он строился и как мавзолей канцлера Великого княжества Литовского К.З. Паца.

Ансамбль распланирован по принципу четкой осевой симметрии: композиционная ось пересекает монументальные арочные въездные ворота, аллею, длинный одноэтажный корпус гостиного двора (форесториума) с ризалитами (выступающими частями здания, идущими во всю его высоту) и двухэтажной центральной надвратной частью, большой внутренний двор, по сторонам которого стоят два дома служебного назначения, костел с двумя монастырскими корпусами с галереями и закрытыми двориками, сад с домиками монахов (эремиториум) и трехъярусная башня. В начале 18 в., во время Северной войны и позднее, монастырь сильно пострадал. После поражения национального восстания в Литве и Польше в 1831 году монастырь был упразднен и передан основанному здесь монастырю старообрядцев. Тогда в костеле было разрушно семь мраморных алтарей, уничтожены статуи, забелены или частично переписаны фрески, некоторые постройки были переоборудованы.

Центром всей композиции является двухбашенный костел (ширина 30 м, высота 49 м без креста), заложенный в 1667 и освященный в 1674 году. Впервые в Литве здесь использован мотив зрелого барокко - вогнутый фасад, как бы прогнувшийся под напором пространства или жадно его вбирающий в себя; шестигранный купол храма увенчан изящным фонарем-башенкой. Некоторыми деталями костел напоминает венецианскую церковь Санта Мария делла Салюте и ансамбль первого в Польше монастыря камальдулов на Белянах под Краковом (1-я пол. 17 в.). Однако решение его оригинально. Новым явлением в архитектуре Литвы была центричность храма. Он представляет собой в плане шестигранник, хотя в нем и выделяется традиционная продольная ось: входная часть, пространство костела, пресбитерий, перекрытый глухим куполом, и хор ориентированы по продольной оси, а четыре капеллы, сакристия и зал капитула – симметрично по сторонам. (Другой пример центрической композиции, в плане восьмиугольника, восходящей к прототипу – римской церкви св. Иво архитектора Ф.Борромини, 1660, - представляет церковь Иисуса в ансамбле Триниторского монастыря на Антакалнисе в Вильнюсе). Внутреннее пространство подчеркнуто вертикально, стены отделаны черным и розовым мрамором, гармоничность сочетания всех архитектурных элементов, обильная фресковая живопись и декоративная лепнина создают ощущение радости и приподнятости. Лепнина Пажайслиса – одна из самых красивых в Прибалтике и Северной Европе. Мастера, которыми руководил Джованни Мерли, были, вероятно, приглашены из Ломбардии, где существовала сильная школа пластики из стука. Композиции и мотивы лепных украшений самые разнообразные: дубовые листья, гирлянды плодов и цветов, раковины, путти, сирены, фантастические маски, бороды которых преобразуются в листья, рога изобилия, своеобразные волюты; часто встречается двойная стилизованная лилия - герб канцлера Х.-С. Паца, фундатора костела.

Великолепны фрески работы флорентийского живописца К.М.А. Паллони, составляющие основное богатство монастыря. Отчасти они напоминают фрески Корреджо в Парме – в общей интерпретации сюжетов, в некоторых деталях, в эффектах освещения и колорите, однако в главном видны самостоятельность, учет композиции данного ансамбля. Особенно выделяются барельефы и экспрессивные фрески «Поклонение волхвов», «Смерть св. Христофора», «Вознесение девы Марии», «Сон Ромуальда»; во фреске «Переход через Красное море» создается особенная очень эмоциональная живописность - мощной фигурой Моисея, который, запрокинув голову, простирает руки в молитвенном экстазе, трагическим динамизмом изображения смятенных и в страхе бегущих людей и их преследователей, насыщением светом, игрой светотени. Во фресках Пажайслиса преобладают теплые - желтые, розовые, оранжевые - тона, колорит их тонко гармоничен, цветовые переходы мягки.

Весь живописно-пластический декор церкви монастыря в Пажайслисе, как и вильнюсского костела свв. Петра и Павла, уникальны, но есть и другие здания, близкие им в принципах оформления интерьера. К ним относятся, например, капелла св. Казимира при вильнюсском Кафедральном соборе, центральную часть алтаря которого занимает саркофаг Казимира (живопись выполнена также К.М.А. Паллони); дворец Пацов в Каунасе (дом Майрониса), дворец Слушков в Вильнюсе, построенный на берегу реки Нерис в 1691-1694 гг.; церковь Иисуса в Триниторском монастыре на Антакалнисе в Вильнюсе, с богатым скульптурным декором, лепниной на карнизах стен и полосах купола (П.Перетти и его помощник М.Жилявичюс, 1694), как и находящийся также на Антакалнисе дворец Сапегов (1691), один из самых богатых и красивых дворцов зрелого барокко, с фресками и мозаикой, выложенной из кафельных плит, на которых изображены гербы и виды городов Речи Посполитой. Дворцы феодалов в своем решении отходили от замкнутости построек предыдущих веков, отличались великолепием, являлись частью ансамблевых композиций, были окружены садами и парками.

Ратуши, игравшие в градостроительстве столь важную роль в средние века и в эпоху Ренессанса, теперь потеряли свое былое значение (кроме ратуши в Каунасе, доминирующей на площади благодаря высокой башне; перестроена в 1775 г.).

Возводились и перестраивались жилые дома в городах. Эти дома имели внутренние дворы, к улице обычно выходили узкой стороной (5-7 м)(например, дома на ул. Пилес в Вильнюсе: дом № 1, известный с 1609 г.; дом № 3, нач. 18 в., дом № 5, 2-я пол. 17 в., и др.); они обычно имели вытянутый перпендикулярно улице план, однако встречались и Г- и П-образные формы зданий; дома были одноэтажные или, чаще, двухэтажные, их планы были просты, в основе их лежали народные традиции жилого дома, сохраняющие черты средневековья и раннего барокко: они были разделены поперечными стенами на несколько помещений, на второй этаж вели внутренние лестницы или галереи со двора.

С конца 17 в. начинается этап позднего барокко, с его стремлением к усложненности и причудливости форм, «разорванности» силуэта. Раньше, чем в остальной Европе, в Литве оценили идеи отца позднего барокко, римского архитектора Ф.Борромини, и уже в конце 17 века в Вильнюсе строится упоминавшаяся нами церковь Иисуса в составе ансамбля Триниторского монастыря на Антакалнисе (начата в 1694 г.), чьи особенности явственно указывают на прототип – борроминиевскую церковь св. Иво в Риме, возведенную по заказу триниторского монашеского ордена (закончена в 1660 г.). К этим особенностям относились центрическая композиция (восьмиугольник в плане), форма купола, не имеющего никакого основания в интерьере (барабана), а прямо вздымающегося над стенами; стрельчатые башни, выделенные во внешнем объеме здания.

В литовском позднем барокко, которому оказались созвучны идеи Борромини, можно проследить и влияние средневековья - в планово-пространственном устройстве храмов, восходящих к типу трехнефной базилики или зальной церкви, в идущей от готики стремительности нарастания композиции ввысь, что выразилось в высоких стройных башнях, фланкирующих главные фасады зданий, в подчеркнуто удиненных пропорциях арочных проемов, а также пилястров, в сильно увеличенном объеме и высоте внутренного пространства, в легкости и полете вместо прежней массивности, в тяготении к ажурности – крестов, балконов, башенных просветов, металлических решеток.

К середине 18 в. архитекторы отказываются от планов церквей в форме латинского креста, предпочитая центрические композиции в разных вариациях. Это могут быть ротонды или многогранники с центральным положением купола (церковь доминиканского монастыря в Лишкяве на юге Литвы, 1704-1741; церковь монастыря визиток в Вильнюсе, 1729-1744, с греческим крестом в плане, вогнутым фасадом и центральным высоким куполом). В композициях храмов используются и типы зальной церкви или трехнефной базилики. Последняя представлена в значительных произведениях литовского зодчества, таких как костел иезуитов в Каунасе на площади Ратуши (1725, восстановлен после пожара в 1735 г.), с высокими и легкими пятиярусными башнями; вильнюсский костел миссионеров (1730), завершенный полностью в 1750-е гг., когда были построены пятиярусные башни с ажурными просветами в верхних ярусах, придающих особые легость и изящество всему зданию; костел св. Екатерины (Катрины) в Вильнюсе, который играет организующую роль в облике юго-западной части старого города.

Вильнюсский костел св. Екатерины (1619-1694; реконструкция 1741-1773) - ценнейший памятник позднего барокко в Вильнюсе, знаменитый своим силуэтом и башнями. Он входит в ансамбль женского бенедиктинского монастыря. Первоначально был возведен небольшой костел (1619), ставший после реконструкции в 1640-1650-х гг. сенями нового собора, когда были построены центральный широкий неф и один боковой неф, сооружена у южного фасада четырехугольная часовня Провидения. В 1670-1694 гг., после пожара 1655 г., с восточной стороны пристроили пресбитерий с апсидой, на главном фасаде появились две низкие башни. В 1737 г. костел снова горел; его реконструкция проводилась в течение 32 лет (1741-1773) под руководством известного архитектора и талантливого реставратора Й.К. Глаубитца (Глаубицаса). Он надстроил башни главного фасада, их высота достигала 50 м; между башнями над фасадом он сделал новый красивый извилистый фронтон, над пресбитерием также появился новый с изяществом выполненный декоративный фронтон, боковой неф оказался коридором, костел стал однонефным и асимметричным. Интерьер собора получил новые амвон и алтари; шесть алтарей (1752-1753) в стиле рококо были украшены картинами 18 в. Своды костела цилиндрические, с люнетами.

Й.К. Глаубитц особенно славился многоярусными башнями и фронтонами, сложного рисунка, подчас вычурного (например, фасад костела св. Иоанна, перестроенного из готического храма, сер. 18 в.). Он умел гармонично сочетать игривое изящество рококо с извилистостью и весомостью форм барокко. Один из ярких примеров тому – вильнюсский костел миссионеров (Вознесения) с характерными высокими изящными башнями. Костел является частью ансамбля, в составе которого монастырь миссионеров со служебным зданием и дворец епископа И.Сангушки, сооруженные за городской стеной в 1695-1730 гг. Глаубитц достроил фронтоны и повысил башни (1754), пристроил тамбур входа (1756). Интерьер собора выдержан в стиле рококо, с пышным декором; замечателен по своим художественным достоинствам алтарь св. Винсента; другие же алтарь и амвон в стиле позднего барокко в 1844 г. вывезли в костел местечка Ейшишкес.

Талант Глаубитца как архитектора-ваятеля (или, как говорили о литовских зодчих середины века, «архитектора-лепщика», развивавшего тенденции «пластической архитектуры») наиболее полно проявился в созданных им воротах базильянского монастыря в Вильнюсе (1761 г). Это изысканно украшенный трехъярусный арочный проезд (его ширина 10,8 м, высота 17,5 м), перекрытый крестовым сводом, с профилированными арками. Плоскости его стен расчленены пилястрами и карнизами волнистого профиля, на вычурном фронтоне – барельеф «Святая Троица и шар земной». Это монументальное сооружение - великолепный памятник вильнюсской школы позднего барокко на границе с рококо.

Вильнюсская школа, которой в целом свойственны отчетливо выраженное стремление к легкости и высотности, творчески и оригинально развивала идеи итальянского барокко, достижения которого изучались на занятиях по архитектуре в высших иезуитских школах, в том числе в Вильнюсской Академии, как и в школах доминиканского монашеского ордена: в частности, в монастырских библиотеках Вильнюса находился в нескольких экземплярах трактат «О живописности архитектуры» Андреа Поццо; известными преподавателями архитектуры в Вильнюсе были в 1740-1750 гг. доминиканский ксендз Йодлковскис, «профессор архитектурных наук», позднее, около 1770 г., - «мэтр архитектурного дела» К.Спампани, педагог Вильнюсской Академии. Некоторые из литовских мастеров учились в Риме, воспринимая «из первых рук» идеи итальянского барокко. Одним из таких зодчих, получивших известность, был ксендз Гжымалы-Бохольт, который во время учебы в Риме близко знал Гаэтано Кьявери, построившего дрезденскую придворную церковь Гофкирхе (1738-1756). Аналогичную церковь возвел в Вильнюсе и Гжымалы-Бохольт: это однобашенная церковь аугустиянского монастыря (1742-1768). Оба архитектора опирались на те же римские прототипы, но каждый при разработке их исходил из особенностей местной традиции.

Региональные особенности архитектуры стиля барокко в городах Литвы и особенно в Вильнюсе (Вильнюсская школа) выразились в живописности построения объемов сооружения при ясном и четком плане, в сохранении плоскостной композиции фасадов, в иллюзорном нарастании архитектурных форм с целью увеличить впечатление устремленности ввысь. Последнее достигалось монументальным решением цокольной части здания и легкостью, ажурной декоративностью верхней части (в высоких башнях двухбашенных базиликальных костелов), особым изяществом ее кованых ажурных венчающих деталей. Синтез искусств основывается на тектоничности (композиционном строении здания, художественном выражении присущих его конструкции структурных закономерностей). Даже таким исключительно богато декорированным интерьерам, как в костелах свв. Петра и Павла в Вильнюсе или в зданиях ансамбля Пажайслиса, свойственны строгая четкость и архитектоничность композиции.

В 18 в. развивается не только «академическое», но и «народное» направление в искусстве – в основном, скульптуре, где главную роль играла резьба по дереву, и живописи. Для костелов создаются ансамбли, сочетающие характерную деревянную скульптуру с декоративной живописью (например, церкви в Езнасе, в Лишкяве, в Кринчинасе). Мастерски выполнен интерьер в церкви в Езнасе, реконструированной в 1760-1770-х гг. после разрушения шведами. Она расписана фресками в овальных медальонах, где сюжеты из священной истории трактуются эмоционально, непосредственно и поэтично, колористически насыщенно. Росписи красками в боковых алтарях создают впечатление резьбы и лепнины.

В провинции достаточно широко применялась раскрашенная деревянная скульптура, близкая к народному вкусу (например, скульптура ансамбля из восьми алтарей в церкви в Палевяне, Купишкисского района; в церкви в Шилуве, 1760-1786, скульптор И.Подгайскис).

Мастера-самоучки иногда отходили от церковных канонов в трактовке образов, и жемайтийский епископ Тышкевич в 1752 г. запрещает устанавливать в церквях и освящать такую скульптуру. Вследствие этого официального разделения народное искусство постепенно теряет связь с церковной архитектурой, больше занимается мелкой пластикой и живописью на бытовые сюжеты. Однако и после этого времени появляются произведения народного зодчества, как, скажем, деревянный костел в Седе (Мажейкский район) (1770). И костел, и колокольня построены народными мастерами с характерной монументальностью, красотой и лаконизмом форм и пропорций. Это трехнефный крестовый в плане костел с тремя парами разделяющих нефы колонн-столбов, от которых к стенам ведут галереи – редкая в Литве деталь. Пресбитерий трапециевидной формы отделяется от центрального нефа конструктивной поперечной балкой, что является типичным для литовских деревянных сооружений. В центре высокой крыши, покрытой гонтом, - декоративная башенка в стиле барокко, на концах крыши – миниатюрные башенки с ажурными коваными крестами.

В убранстве Бернардинского костела в Вильнюсе также использована деревянная скульптура - правда, одноцветная, темного дерева, в отличие от большинства позднебарочных памятников. В главном алтаре, созданном в 1710 г., резные фигуры ангелов обрамляют композицию с распятием в центральной нише и статуями Марии и Иоанна. Остальные двенадцать алтарей и кафедра костела, сооруженные в 1766-1784 гг., были вырезаны из дерева скульптором Даниэлем Джотто; выразительность пластики сочетается в них с богатством вариаций христианской символики, мотивов орнамента.

В эпоху барокко распространяется и портретная скульптура. Характерными для нее чертами являются экспрессивность, резкость, беспокойность, внутренняя напряженность, как, например, в бронзовом бюсте епископа Ю.Тышкевича, находящегося в стенной нише Кафедрального собора (1652 г., работа известного мастера середины 17 в. П.Росси), или в вырезанном из дерева бюсте ученого Адама Фрейтага в реформатской церкви в Кедайняй (неизвестный мастер середины 17 в., работавший при дворе Й.Радвиллы).

Портретный жанр также занимает значительное место в искусстве литовского барокко, которое любит внешнюю пышную декоративность, репрезентативность, разработку деталей, свидетельствующих о социальном статусе заказчика, динамизм позы и драпировки. Портреты аристократов пишутся часто знаменитыми европейскими художниками, приносящими в Литву веяния голландской и итальянской школ живописи. Выделяются, например, работы Д.Шультца – портреты канцлера Христофора Сигизмунда Паца и его жены Клары Эугении Изабеллы, урожденной Ляскарис (1670-1677), где эмоциональная выразительность и тонкая одухотворенность сочетаются с виртуозной передачей деталей материального мира. В Вильнюсе работал несколько лет известный польский живописец Ш.Чехович, выпускник римской Академии художеств, писавший и портреты («Портрет гетмана М.Ю. Масальскиса», ок. 1765), и алтарные картины, среди которых находящиеся в картинной галерее «Св. Иоанн-евангелист», «Св. Иосиф с младенцем», «Св. Елизавета с Марией», «Св. Екатерина»). У него, как и у своего отца, Лукаша Смуглявичюса, продолжателя итальянского направления в барокко, учился П.Смуглявичюс, знаменитый художник, который открыл новую эпоху в литовской живописи.

Очень значительным для развития искусства Литвы, приобщения к нему демократических слоев было существование школ портретистов, в основном, при монастырях – доминиканском, бернардинском в Вильнюсе, при доминиканском - в Кретинге, в Папарчяй у Кайшчядориса и в других. Одной из характерных работ таких мастеров, связанных с местными традициями и нравами, является портрет Оны Мицкявичене работы неизвестного мастера (1689), отличающийся реалистической точностью и элементами психологизма. Свой вклад в барочное искусство вносили и странствующие мастера - Сильвестре де Мирис («Портрет канцлера Йонаса Фридрика Сапеги»), монах Иоанн Прехтель, писавший алтарные картины, например, «Св. Михаил – монах Триниторского монастыря» (в вильнюсской картинной галерее), портреты фундаторов, фрески в храмах.

Более широко, чем раньше, развивается в эпоху барокко и графика, особенно гравюра на меди; самым известным и искусным мастером середины 17 в. был Александр Тарасевич, чьи работы отличала кропотливая тщательность, изящество вплетенных в орнаменты изображений цветов, разнообразие декоративных композиций, что особенно проявилось в гравюре на фронтисписе книги М.Оборского «Философия рационалис» (Вильнюс, 1683). Успешно работали также мастера Й.Энгельхарт, У.Гётке, И.Х. Хафнер, Э.Майер, Л. Вилатц, Л. или С. Кжчён, Т.Шнопс, Й.Шчирскис и др. Ценными являются исторические (пейзажные, батальные) рисунки Абраама ван Вестерфельда, который был придворным живописцем Йонуша Радвиллы (49 листов, сохранившихся в оригиналах).

Гравюра теперь не только связана с книжным делом, но и выделяется как самостоятельный эстамп. Известным вильнюсским мастером эстампа был Юзефас Перлис, гравировавший много портретов, изображений святых(«Христос» для триниторского монастыря, 1778, и др.), издавший вместе с братом Ипполитом календарь «Амжинас календорюс», украшенный гравюрами; братья приобрели популярность тем, что основали в Варене фабрику игральных карт, работавшую до 1794 года, где карты печатались по эталонам, вырезанным на деревянных дощечках; карты с несложным узором и простым рисунком в мотивах рококо нравились публике, которая раскупала их охотнее западноевропейских.

В 18 в. основной является резцовая гравюра, мастера осваивают новую технику, акватинту, – вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Она создает эффект, приближающий ее к тоновому рисунку, и может служить для цветной печати. В сочетании со штриховым офортом она обогащает его игрой тональных и фактурных оттенков. Одним из наиболее искусных гравировальщиков 18 в. был Пранцишкус Бальцевичюс, близкий к стилю рококо, любивший варьировать мотивы глобусов и бюстов-портретов заказчиков; самая большая его гравюра – «Св. Казимир» (1749), одна из наиболее красивых – «Портрет Марии Юзефы, жены короля Августа Ш» (1746).

Литовское барокко в целом, при всех его тесных связях с Польшей и влияниях западноевропейских школ, прежде всего итальянской, представляет собой оригинальное явление внутри культуры Речи Посполитой, где национальные культуры Польши, Белоруссии, Украины, Литвы, переплетаясь, двигались, однако, своими путями. Барокко настолько прочно вошло в плоть литовской культуры и сознания горожан, провинциального дворянства, церковных деятелей, что продолжало сосуществовать до середины 19 века с классицизмом и романтизмом. Но все же к концу 18 века, когда идеи Просвещения стали господствующими в умонастроении эпохи и почувствовалась необходимость смены стилей, секуляризации культуры, введения систематического художественного образования, барокко в Литве, как и в остальной Европе, уступило место классицизму.

Поиск тура
Регион:



Тип тура:



Ориентировочная дата:

от:

до:

Цена, долл., не более:




Курс валют
Информеры - курсы валют

Балтийские новости
20.02.14 | Кемерский парк открывает свои двери

12.02.14 | Праздник музыки европейского масштаба в Риге

08.02.14 | Открытие здания репрессий и пыток

05.02.14 | Праздник Пасхи и весеннего солнцестояния в Латвии

22.01.14 | Самые успешные люди Латвии

20.01.14 | Прощание Латвии с латами

15.01.14 | Скажи Литве «Like»

12.01.14 | Рядом с бизнес-центром - отель

10.01.14 | Деревенский туризм набирает популярность

01.01.14 | Благодаря обыскам выросла цена на наркотики

Все новости


Подпишитесь на рассылку!
Подпишитесь на рассылку новостей и спецпредложений по отдыху в странах Балтии



главная | латвия | литва | эстония | россия | новости | погода | контакты
Туристическая компания "TOURPLUS". Москва, ул. Марксистская, 3, оф. 416,
тел. (495) 785-88-10 (многоканальный).

      Rambler's Top100

© Tourplus, 2005—2013