Главная
Rambler's Top100 Латвия
Города и курорты
Туры в Латвию
Отели
Визы в Латвию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Латвии
Регистрация фирм в Латвии
 
Литва
Города и курорты
Туры в Литву
Отели
Визы в Литву
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Литве
Регистрация фирм в Литве
 
Эстония
Города и курорты
Туры в Эстонию
Отели
Визы в Эстонию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Эстонии
Регистрация фирм в Эстонии
 
Калининградская область
Курорты
Туры
Отели
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
 
Новости
Погода
 
Контакты
 
Карта сайта
 
Литовское искусство рубежа 19 и 20 веков. М.К. Чюрлёнис

Главная / Литва / Статьи / Литовское искусство рубежа 19 и 20 веков. М.К. Чюрлёнис /

Начало 20 века и последовавшие годы – период необыкновенно плодотворный для развития искусств в Литве, когда вырастают даровитые художники, скульпторы, графики и литовская школа становится значительным художественным явлением. Развитию национальной культуры в значительнейшей степени способствовала революция 1905-1907 гг., в результате которой царское правительство было вынуждено пойти на уступки: был снят запрет с литовской печати, разрешена деятельность культурно-просветительских обществ; новое дыхание обрела демократическая литература, публицистика, эстетика. Возникла идея организации художественного общества. Скульптор П.Римша в своей статье, опубликованной в газете «Вильняус жиниос», призвал к объединению всех литовских художников, живущих и обучающихся в разных частях Европы. Идею с энтузиазмом поддержали художники М.К. Чюрлёнис, А.Жмуйдзинавичюс, А.Ярошявичюс, П.Калпокас, Ю.Зикарас, К.Стабраускас и другие. Первым шагом к объединению стала литовская художественная выставка в Вильнюсе, открывшаяся 27 декабря 1906 года (9 января 1907 по н.ст.); в ней участвовали двадцать три художника и несколько десятков народных мастеров. В сентябре 1907 года было открыто Литовское художественное общество, которое поставило себе целью способствовать развитию национального искусства, сплачивать художников, оказывать им моральную и материальную поддержку, а также повышать эстетическую культуру населения, собирать и пропагандировать произведения народного творчества. Общество стало устраивать ежегодные выставки в Вильнюсе (1907-1914 гг.).

Ярчайшей фигурой в искусстве Литвы начала 20 века был Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911), соединивший в себе дарования композитора, художника и поэта. Это был художник глубоко своеобразный, хотя и испытавший влияния позднего романтизма, символизма и модерна. Одни называли его дилетантом-самоучкой, другие - гением, создавшим собственный мир. Ромен Роллан писал об этом мире: «Это новый духовный континент, и его Христофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис». Он, выросший на юге Литвы, в Дзукии, иначе Дайнаве, в краю легенд, сказок, грустных песен, глубоко воспринял фольклорные традиции края, как и мифологии других, особенно восточных, народов, что сформировало его личность и тонко преломилось в творчестве. Отец его был церковным музыкантом из крестьян; маленький Кастукас, как звали М.К. Чюрлёниса близкие, с детства играл на фортепьяно и, помогая отцу в церкви, на органе. Не любя записывать нотами то, что приходит ему в голову, он часами мог отдаваться своим фортепьянным импровизациями. По рекомендации друга отца, доктора и музыканта Юзефа Маркевича, юного Кастукаса принимает в свою оркестровую школу, а потом и в оркестр, который он содержит в своем дворце на западе Литвы, в Плунге, Михал Огиньский, внук композитора, автора знаменитого полонеза «Прощание с родиной». Огиньский же обеспечивает плату за учебу и стипендию, когда спустя четыре счастливых года восемнадцатилетний Чюрлёнис едет поступать в Варшавскую консерваторию. Он учится сначала по классу фортепьяно; в его ранних произведениях, которые датируются 1896 годом, заметно влияние Шопена. Но, не захотев становиться пианистом, он меняет специальность, изучает композицию, а став композитором, начинает изучать живопись. Чюрлёнис интересовался и астрономией, географией, естествознанием, философией, современными и древними языками (халдейским, финикийским, ассирийским), изобрел алфавит, что отразится в использовании неких загадочных знаков в его картинах. Заканчивая в середине 1899 года Варшавский музыкальный институт, он представляет свою экзаменационную кантату для большого хора и симфонического оркестра «De profundis», свидетельствующую об уверенном владении сложными формами композиторского искусства. По сути, эта вещь и последовавшие затем симфоническая поэма «В лесу», смелая, мечтательная, беспокойная, фортепианные пьесы, написанные после окончания консерватории, с их особой интонацией, медлительные и печальные, прозрачные, сосредоточенные и хрупкие, заложили основы профессиональной литовской музыки. После учебы в Варшавской консерватории (1893-1897) Чюрленис, решив, что ничего еще как должно не знает, поступает в Лейпцигскую консерваторию, но умирает его покровитель и старший друг, Михал Огиньский, и через восемь месяцев учебы (1901-1902), написав больше двадцати канонов и фуг для фортепиано, два крупных симфонических произведения, струнный квартет, фугу для хора, органную фугу, вчерне закончив первую часть симфонии, наголодавшись, отморозив пальцы на руке, из-за чего он прекратил изучение органа, Чюрлёнис возвращается в Варшаву, уже с мечтой учиться живописи.

Вначале он занимался в Рисовальной школе Я.Каузика (1902-1905), а затем в создаваемой выпускником Петербургской Академии художеств Казимиром Стабровским Варшавской художественной школе (высшей) (1904-1905), где преподавали молодые польские художники К.Кшижановский, Ф.Рушиц, К.Тихий, К. Дуниковский. Еще будучи студентом Варшавской консерватории, Чюрлёнис начинает писать картины из цикла «Сотворение мира». Позднее, уже учась в художественной школе Стабровского, он писал брату, что намеревается работать над этим циклом всю жизнь, пока будут приходить новые мысли, и рассчитывал, что это будет не меньше ста картин с фантастическим, а не библейским содержанием. То, что получилось из этого замысла, видно в цикле, состоящем из тринадцати картин, написанных темперой на бумаге. Можно считать цикл вехой в его творчестве: с этого времени он отказывается от резких красок, которые были свойственны его ранним работам. В первых шести картинах художник представляет свою версию рождения мира как процесс постепенного превращения непроглядного пространства, мерцающей голубоватой туманности в организованный космос, в котором загораются светила, появляются планеты и звезды, происходит как бы движение материи и разума, символизируемого человеческим лицом с подобием короны, горизонтально вытянутой ладонью и надписью по-польски: «Да будет!». Подобная фигура или человеческое лицо с короной, иногда называемое художником "Rex" - «король», как и образы королей и королевен, Перкунаса, коронованных сосен и башен станут любимыми образами-лейтмотивами творчества Чюрлёниса, который вслед за мифами и сказками использует по-своему прием олицетворения, очеловечивания тех мощных сил, что создают вселенную и наблюдают за миром (великолепен в этом смысле цикл «Сказка королей», 1907). В живописи, как и в музыке, Чюрлёнис любит форму вариаций, где музыкальная тема постоянно видоизменяется, звучит в разных тональностях, темпах, ритмах. И если в первых картинах цикла варьируется тема «Да будет!», то во второй части цикла звучит уже тема существующего бытия и ликования по поводу утверждающейся жизни, которая как будто воссоздает себя во все новых вариациях форм – спиралей, зонтов, чаш неизвестных растений, в игре цвета, линий, настроений.

Работая над живописными полотнами, Чюрлёнис не оставляет и музыку. В его черновых тетрадях сохранилось больше полусотни фортепианных пьес, в основном, прелюдий и вариаций; но ни сам художник, ни другие не стремились их издать. Только с 1957 года они впервые стали публиковаться благодаря усилиям младшей сестры художника, Ядвиги Чюрлионите, проделавшей огромную работу по расшифровке черновиков брата. В прелюдах и вариациях Чюрлёниса покоряют возвышенность и благородство, романтичность без сентиментальности и внешней красивости, задушевная искренность и откровенность при сдержанности и иногда застенчивости, глубокая выразительная мысль в легком и теплом разговоре; эти черты присущи и его живописи. Несколько лет, до 1907 года, Чюрлёнис работал над большой симфонической поэмой «Море», которая, как и небольшие его пьесы, долго пролежала в безвестности, и только спустя четверть века после смерти композитора она была исполнена. Теперь эта поэма считается одним из высших достижений литовской симфонической музыки и ее гордостью.

Необыкновенно плодотворным для художника стал вильнюсский период 1907-1909 гг.: в его творчестве возрастает глубина ассоциаций и многозначность образов, становится особенно богатой и тонкой ритмика композиционных построений, мягкий колорит насыщается переливами цветов. Все эти особенности проявились в его картинах, среди которых «Дружба», с ее коронованным юным существом, протягивающим светящийся шар на открытых ладонях и озаренное его светом (и сам художник говорил: «Действительно, как это чудесно - быть нужным людям и чувствовать свет в своих ладонях»), триптих «Сказка», «циклические» пейзажи «Зима», «Весна», «Лето», фантастические пейзажи в цикле из двенадцати картин, который после смерти художника назвали «Знаки зодиака»; сам же художник называл картины «Солнце вступает в знак Водолея» и т.п. Чюрлёнис находил всегда особую радость и вдохновение в рассматривании созвездий ночного неба. «В подобные мгновения, - признавался он в письме Брониславе Вольман, - хорошо забыть, откуда ты и куда идешь, как тебя зовут, и смотреть на все глазами ребенка. А когда это кончается и приходишь в себя, становится жаль, что так давно уже живешь, так много пережил, и грустно, и испытываешь сильное разочарование в себе самом. Если бы можно было жить так, с постоянно широко раскрытыми глазами на все, что прекрасно, и не просыпаться, не приходить в себя. Наверное, лишь в путешествии примерно такая жизнь» (Розинер Ф. Гимн солнцу. М., 1974, с. 112-113). Все двенадцать картин небольшие, как обычно у художника, и одного размера, написаны слабо разведенной темперой, кое-где дополненной пастелью; в этой технике он достигает поразительной прозрачности, легкости, воздушности колорита, который будто вибрирует, преодолевая неподвижность изображенных фигур. Великолепна его картина «Солнце вступает в знак Стрельца», где упруго стоящий на вершине горной гряды, на фоне зеленоватого рассветного неба лучник целится в гигантскую птицу, с угрозой распростершую крылья над землей.

Настоящим новаторством стало обращение Чюрлёниса к созданию картин, которым он давал названия музыкальных жанров – сонаты, прелюдии, фуги. Картины в циклах сонат («Соната солнца», «Соната весны», обе 1907, «Соната Ужа», «Соната лета», «Соната звезд», 1908) назывались в соответствии с частями этого музыкального жанра: «Аллегро», «Анданте», «Скерцо», «Финал». Аллегро обычно динамичное, бурное, мажорное, сменяющее его анданте медленно, спокойно, подчас печально, скерцо – быстрое, иногда напряженное, иногда легкое по настроению, финальная же часть может быть написана в любом темпе и обыкновенно представляет собой апофеоз, смысловую кульминацию, музыкально-логическое завершение всего цикла. В музыкальном сонатном аллегро сначала излагаются две темы: главная, которая часто бывает драматического характера, и побочная – например, лирическая. Они звучат в разных тональностях и, завершая «экспозицию», вступают в «разработку», где видоизменяются, скрещиваются, вступают в противоречивое развитие, интенсивное и непрерывно звучащее. Таким образом сонатное аллегро движется к репризе – повторению, в обновленном виде, экспозиции, что часто является своеобразным внутренним разрешением драматической напряженности всего аллегро. В построении живописных сонат Чюрлёниса важны эти музыкальные особенности. Прекрасна, напоена светом, радостью, творческим созидательным настроем его «Соната весны», изумительна по своей художественно-эмоциональной выразительности «Соната моря», обладающая огромной силой драматического воздействия.

В 1909 году Чюрлёнис уехал в Петербург, где сблизился с художниками «Мира искусства», прежде всего с Мстиславом Добужинским (который сам был родом из Литвы и поддерживал с ней связи), участвовал в их выставках. Не все признали талант художника, и ни в Литве, ни в России у него не было постоянного заработка. В последний период жизни у художника усиливаются меланхолические и фаталистические настроения («Демон»), появляется некоторая отвлеченность («Рай»); но очень выразительны и тонко поэтичны его пейзажи («Литовские кресты», «Жемайтийское кладбище», 1909 г.). Художник умер тридцатипятилетним, но то, что он успел создать, то, как он сумел повлиять на душу современников и потомков, свидетельствует о том, что он действительно умел не только чувствовать свет в своих ладонях, но и нести его.

В литовской живописи начала 20 века явно преобладал жанр пейзажа, в котором работали А.Жмуйдзинавичюс, П.Калпокас, А.Варнас; последний развивал и романтическое направление с чертами символизма и модерна в портретной живописи («В волнах жизни», 1910 г.). В бытовом жанре работали А.Жмуйдзинавичюс, З.Петравичюс. Ведущими мастерами скульптуры, остававшейся более традиционной, чем живопись, были П.Римша («Пахарь», «Литовская школа», «Матушка») и Ю.Зикарас («Без работы», «Мать»); начал свою творческую работу К.Склерюс («Охотник с соколом», «Борьба за существование»). Развивался жанр эстампа, в котором пробовали себя многие из названных художников начала века. Важную роль в популяризации народного искусства сыграло издание в Вильнюсе альбома «Литовские кресты» в рисунках и акварелях А.Ярошявичюса (1912 г.).

В зодчестве довоенного периода заметно выделяются стилистическими различиями вильнюсские постройки, в архитектуре которых сосуществуют неоготические, неоренессансные, необарочные и особено неоклассицистические черты. Разные стили обычно объединяются на основе применения ордера (купеческий клуб, 1912-1913, дом Вилейшиса, 1904-1906, и др).

Многие города и поселки Литвы сильно пострадали во время первой мировой войны. В 1915 г. Литву оккупировали германские войска. Художественная жизнь замерла.

Поиск тура
Регион:



Тип тура:



Ориентировочная дата:

от:

до:

Цена, долл., не более:




Курс валют
Информеры - курсы валют

Балтийские новости
20.02.14 | Кемерский парк открывает свои двери

12.02.14 | Праздник музыки европейского масштаба в Риге

08.02.14 | Открытие здания репрессий и пыток

05.02.14 | Праздник Пасхи и весеннего солнцестояния в Латвии

22.01.14 | Самые успешные люди Латвии

20.01.14 | Прощание Латвии с латами

15.01.14 | Скажи Литве «Like»

12.01.14 | Рядом с бизнес-центром - отель

10.01.14 | Деревенский туризм набирает популярность

01.01.14 | Благодаря обыскам выросла цена на наркотики

Все новости


Подпишитесь на рассылку!
Подпишитесь на рассылку новостей и спецпредложений по отдыху в странах Балтии



главная | латвия | литва | эстония | россия | новости | погода | контакты
Туристическая компания "TOURPLUS". Москва, ул. Марксистская, 3, оф. 416,
тел. (495) 785-88-10 (многоканальный).

      Rambler's Top100

© Tourplus, 2005—2013