Главная /
Латвия / Статьи / Романско-готический стиль в Латвии /
Второй этап истории средневековой архитектуры в Латвии (2-я треть 13-конец 13 в.) охватывает время активной вооруженной борьбы за установлеие господства немецких феодалов в Прибалтике. Под влиянием цистерцианского, доминиканского и других монашеских орденов интенсифицируется строительство культовых зданий и распространяются формы так называемого переходного стиля, заимствованные из зодчества прирейнских областей. Однако во второй половине 13 в. наблюдается отход от готовых западных стереотипов, что отразилось в выдающемся памятнике этого времени – кафедральном соборе св. Марии в Риге.
Рижский собор св. Марии, или Домский собор, построен в переходных формах от романского стиля к готике, он возведен из кирпича и естественного камня, с фигурным и орнаментальным декором. Его строительство длилось почти сто лет. Он был заложен около 1215 года из белого камня одновременно с монастырем Домского капитула (высшего духовенства Ливонии) по типу саксонской трехнефной базилики, но в процессе возведения здания дважды менялась концепция его пространственного построения, и в результате простор зальной церкви сочетается в нем с динамизмом базилики, мощь конструкций – с утонченностью деталей; вместо белого камня стал применяться кирпич. Все это придало архитектурному облику собора самобытность и торжественное звучание. Для собора характерны тектоническая строгость и тщательность исполнения деталей, что сближает его с сооружениями цистерцианцев, а белокаменный декор роднит его с произведениями рейнской школы; он отличается переплетением плоскостных позднероманских и горельефных раннеготических растительных и антропоморфных орнаментальных мотивов. Оригинальна композиция заполнения треугольного щипца восточного трансепта, которая создает образ иерархического строения мира.
Позднее Домский собор претерпевал изменения: в 14-15 вв. были пристроены капеллы в стиле поздней готики, надстроена и увенчана пирамидальным шатром западная башня; в конце 16 в. после пожара возведен многогранный купол с арочной ротондой и шпилем в стиле маньеризма; в 1775 г. шпиль заменили барочным кивером. В 1720-е гг. с восточной стороны базиликальной части сделали барочный фронтон, а пресбитерий (алтарная часть здания в католических храмах) получил куполообразную кровлю. Над залом капитула построена городская библиотека с красивым колонным залом (архитектор К.Харберланд), в конце 19 в. надстроены остальные монастырские помещения вокруг клуатра (монастырского двора, окруженного галерей). Средневековый декор храма, в том числе росписи, почти полностью утрачен; в нынешнем оформлении интерьера преобладают произведения декоративного искусства маньеризма, барокко и новейшего времени. Теперь это музей и концертный зал.
Домский собор - грандиозный памятник средневекового искусства, который стал образцом для зодчества Ливонии, родоначальником особой ветви развития прибалтийских культовых зданий в романско-готических формах и с их конструктивными приемами - строгих зальных базилик с одной западной башней и крестовидными опорами сводов. Домский собор, как и замок в Цесисе (13-16 вв.), начал освоение готического стиля в Латвии в 13-14 вв.
|