Главная
Rambler's Top100 Латвия
Города и курорты
Туры в Латвию
Отели
Визы в Латвию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Латвии
Регистрация фирм в Латвии
 
Литва
Города и курорты
Туры в Литву
Отели
Визы в Литву
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Литве
Регистрация фирм в Литве
 
Эстония
Города и курорты
Туры в Эстонию
Отели
Визы в Эстонию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Эстонии
Регистрация фирм в Эстонии
 
Калининградская область
Курорты
Туры
Отели
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
 
Новости
Погода
 
Контакты
 
Карта сайта
 
Эпоха Ренессанса в Латвии

Главная / Латвия / Статьи / Эпоха Ренессанса в Латвии /

16 век стал переломным в культурно-историческом развитии Латвии, что было вызвано и внутренними, и внешними причинами.

Несмотря на всю строгость рыцарского устава, принятого крестоносцами, в нем было одно послабление, которое со временем способствовало обмирщению и развалу ордена: рыцарям разрешалось вести торговлю в пользу своих родственников. Постепенно коммерческая деятельность, политика, интриги, использование родственных связей вытесняли аскетический настрой, жесткая духовная дисциплина средневекового католицизма стала казаться непомерным испытанием, и рыцари начали переходить в новое вероисповедание, пришедшее из Германии во время Реформации, лютеранство, казавшееся не столь обременительным. В 1554 году на Вольмарском ландтаге орденский гроссмейстер Вальтер Плеттенберг снял с лютеранства клеймо ереси. Произошел массовый переход католиков в лютеранство или под покровительство польского короля. Четвертьвековая Ливонская война (1558-1583) усугубляла кризис в ордене и общее состояние коренного населения, которое прозябало в невежестве и разорении, люди убегали в леса, возвращались к языческим верованиям предков, поклонялись дубам.

С потерей внутреннего смысла – распространения католической веры – а также вследствие поражения, нанесенного ему русскими войсками в ходе Ливонской войны (1558-1583), орденское государство перестало существовать. Это произошло в 1561 году.

Обессилевший орден уступил католической Польше Латгалию. Центральная и западная части Латвии (как и Эстония) приняли североевропейское лютеранство; поделившие этот край между собой шведы, датчане, немцы стремились уничтожить все бывшие здесь следы католицизма. Сжигались иконы и распятия, исповедальни и литургические ризы, выбрасывались латинские Библии и богослужебные книги. После шведско-польской войны (1600-1629) Рига и северо-западная часть Латвии были захвачены Швецией, за Польшей осталась восточная часть (Латгалия, или Инфлянты польские).

Если раньше Ливония включала всю территорию современных Латвии и Эстонии и представляла собой конфедерацию пяти государств: Ливонского ордена, Рижского архиепископства, Курляндского, Дерптского и Эзельского епископства, - то после образования в 1561 году Курляндского герцогства Ливонией стала называться Северная Латвия и Южная Эстония. В 1561-1629 гг. она находилась под властью Речи Посполитой (Задвинское герцогство), затем отошла к Швеции и стала в 17-нач. 20 вв. официально именоваться Лифляндией (латышский вариант Видземе, эстонский – Лиивимаа). Курляндия, бывшая частью Ливонского ордена с принятием христианства в 1230 году, после его развала оказалась зависимым от Польши герцогством. Пилтенский округ Курляндии с епископом во главе находился в зависимости от датского короля. Первым курляндским герцогом здесь стал последний великий магистр Ливонского ордена Готхард Кетлер. Он основал династию Кетлеров, просуществовавшую до 1737 года. Третий представитель династии, Яков (1642-1682), был самым ярким правителем Курляндии, при котором она расцвела за счет развития денежных отношений, торговли, договоров. Потомки свирепых морских корсаров, которых опасались даже викинги, стали удачливыми купцами, они далеко и успешно плавали и даже основали торговую факторию у берегов Южной Америки (на острове Тобаго) и форт в устье реки Гамбии в Западной Африке. В Курляндии провела девятнадцать лет будущая императрица Анна Иоанновна. В 1710 году ее выдали замуж за герцога Фридриха Вильгельма Кетлера, который умер спустя несколько месяцев после свадьбы. Вдовствующей герцогине пришлось вести безрадостное и стесненное существование в раздираемом противоречиями герцогстве, пока в 1730 году ее не пригласили на российский престол. Последним герцогом Курляндии был Эрнст Иоганн Бирон, избранный Ландтагом в 1737 году. После третьего раздела Польши Курляндия в 1795 году вошла в состав России.

Восточные же земли ордена, Латгалия, стали тогда частью Речи Посполитой и назывались Инфлянтское (Ливонское) княжество, или Инфлянты польские. В результате католической контрреформации тем, кто поторопился перейти в лютеранство, пришлось возвращаться в лоно католической церкви и постепенно принимать польский язык и польско-иезуитскую культуру. Немногочисленные церковные деятели края развернули, тем не менее, активную и плодотворную работу, состоявшую в проповедях, образовании, занятиях искусствами, оказании помощи пострадавшим во время стихийных бедствий. В разное время Латгалия находилась в составе разных государств, и многие народы причастны к созданию ее истории и культуры – русские, белорусы, поляки, евреи. Латгалия снова воссоединилась с Латвией только в 1919 году.

Во 2-й половине 16 в. было завершено закрепощение латышских крестьян, что крайне осложнило возможности развития народного зодчества. Измененилась и культурная ориентация городов в сторону искусства Нидерландов, Польши и отчасти Южной Германии; обозначился явный поворот к культуре Ренессанса. Началась новая, постреформационная фаза художественной эволюции, условно названная периодом маньеризма (2-я треть 16-сер. 17 вв.). В Латвии развитие Ренессанса достигло апогея в последней четверти 16-нач. 17 вв., когда сложились два центра местной позднеренессансной культуры: буржуазно-патрицианский в Риге и феодально-аристократический при дворе курляндского герцога. Наиболее яркие, близкие по формам североевропейскому маньеризму сооружения этого времени не сохранились (ансамбль Ратушной площади с домом Черноголовых в Риге), уцелели отдельные дома, церкви и произведения декоративно-прикладного искусства, как, например, скульптурные эпитафии в виде многоярусной и обильно украшенной гротесковыми многофигурными рельефами эдикулы (ниши, обрамленной колоннами или пилястрами, опирающимися на подножие, и увенчанной фронтоном; в античную эпоху в эдикулу помещались статуи богов в храмах, общественных зданиях и жилых домах): эпитафия Малой (ремесленной) гильдии в соборе св. Марии, или Домском, в Риге, работы скульптора Б.Боддеккера (1604 г.), и др.

Постройки, в которых сохранились многие раритеты готики, приобретают масштаб, соразмерный с человеком, детали, исполненные по мотивам античных форм, и ролверковый декор. В бюргерских домах Риги жилые покои начинают размещать на верхних этажах, щипцы - обрамлять падугами (плавными изгибами между стеной и горизонтальной частью перекрытия, обычно равными четверти окружности в сечении), волютами (декоративными элементами в виде спирального завитка с кружком - «глазком» - в центре) (дом № 19 из комплекса домов «Три брата» в Риге, 1646). Появляются спаренные дома, а также дома, расположенные продольной стеной вдоль улицы; их венчающий карниз замыкался по краям маскаронами-кронштейнами (консолями в форме декоративных рельефов, представляющих собой маски людей или животных) и вазонами (дом № 18, ул. Иманта Судмалиса, в Риге, 17 в.), а углы стен украшались рустом - камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью, что оживляло плоскость стены игрой светотени, создавало впечатление мощи и массивности здания. Особо выделялись белокаменные порталы (портал Уленброка, ныне во дворе дома № 22, ул. Яуниела в Риге, конец 16 в.) с причудливо фантастическим накладным или хрящевидным декором. Типичным для постреформационной эпохи стало стремление помещать на фасадах домов фигуры евангелических персонажей, что явно приземляло религиозные сюжеты, а в оформление жилища, наоборот, вносило возвышенную ноту (Конвент Экка в Риге, 1592-ок. 1618 гг.). С появлением бастионной фортификации в Курлядском герцогстве меняется планировка городов, а замки превращаются в парадные дворцы; у них появляются пристройки в виде палаццо с наружными лестницами, богатым ролверковым декором щипцов. Наиболее монументально и роскошно решались герцогские дворцы; на их оштукатуренных фасадах в технике сграффито имитировалась квадровая кладка (палаццо орденского замка в Бауске, 1580-е-1596 гг.). Дворцам герцога в своем строительстве подражали и крупные феодалы (дворец в Нурмуйже, 2-я половина 16-конец 17 вв.). Вместе с тем начали формироваться комплексы дворянских поместий, которые окружались невысокой стеной с бойницами и надвратными башенками (поместье в Брамберге, Елгавский район, конец 16-17 в.; укрепленное поместье в Нерете, Стучкинский район, конец 16-17 вв.; укрепленная усадьба «Шлокенбеке» в Милзкалне, 2-я половина 16 в., 1688). Архитектура одно- и трехнефных лютеранских церквей, акцентированных западной башней, отличалась пуританской сдержанностью, доходившей порой до примитивизма. Своеобразный эффект порождало лишь легко обозримое внутреннее пространство, где приземистые своды украшались нервюрами и на фоне аскетически оформленных стен резко выделялись ярко окрашенные ретабло, кафедры, скамьи знати и прочие детали оборудования, часто богато и с фантазией декорированные в маньеристической либо, в более поздних, барочной манере (лютеранские церкви: Св. Духа в Бауске, 1591-1623; в Нерете, 1584-1593; в Лауциене, 1594, 1673-1687; Калнамуйжская церковь в Тервете, 1614; церковь в Злекас, Вентспилский район, 1645). Большее внимание ренессансным формам уделялось только в городских церквях Риги, Елгавы и Кулдиги, где своды перекрытий держались на колоннах тосканского ордена (лютеранская церковь св. Екатерины в Кулдиге, начало 17 в., 1651-1655) и в отделке фасадов применялась античная ордерная система (новый хор церкви св. Иоанна Крестителя в Риге, 1578-1589; церковь св. Анны в Елгаве, 1619-1641).

Поиск тура
Регион:



Тип тура:



Ориентировочная дата:

от:

до:

Цена, долл., не более:




Курс валют
Информеры - курсы валют

Балтийские новости
20.02.14 | Кемерский парк открывает свои двери

12.02.14 | Праздник музыки европейского масштаба в Риге

08.02.14 | Открытие здания репрессий и пыток

05.02.14 | Праздник Пасхи и весеннего солнцестояния в Латвии

22.01.14 | Самые успешные люди Латвии

20.01.14 | Прощание Латвии с латами

15.01.14 | Скажи Литве «Like»

12.01.14 | Рядом с бизнес-центром - отель

10.01.14 | Деревенский туризм набирает популярность

01.01.14 | Благодаря обыскам выросла цена на наркотики

Все новости


Подпишитесь на рассылку!
Подпишитесь на рассылку новостей и спецпредложений по отдыху в странах Балтии



главная | латвия | литва | эстония | россия | новости | погода | контакты
Туристическая компания "TOURPLUS". Москва, ул. Марксистская, 3, оф. 416,
тел. (495) 785-88-10 (многоканальный).

      Rambler's Top100

© Tourplus, 2005—2013