Главная /
Латвия / Статьи / Латышская архитектура эпохи историзма (сер. 19 в.-1914 г.) /
Развитие капитализма вызвало с середины 19 в. интенсивный рост морских и речных портов, железнодорожных узлов. Главным портом Латгалии был Динабург (Двинск, Даугавпилс). В его нынешнем виде город стал формироваться в 20-х годах 19 в.; каменные церкви, строившиеся, в основном, на средства прихожан, относятся к концу 19-нач. 20 вв. Старейшей из них является Петроверигский костел (1848, перестроен в 1924-1934 гг. под руководством архитектора В. Козловского), подражание собору св. Петра в Риме. Также созданным по образцу – уже канона, выработанного архитектором К.А. Тоном (1794-1881), - можно считать собор Александра Невского в центре города, на площади, окруженной с трех сторон присутственными местами: с 1827 года строительство церквей должно было вестись по типовым проектам. Проекты Тона, крупнейшего представителя «неорусского стиля» 1830-1850-х гг., издавались специальными альбомами для использования в качестве образцов для типового строительства. Его идеи реализовались в создании храмов Петербурга, Царского села, Свеаборга, Костромы, Саратова, Ельца, Красноярска, по его проекту был построен Храм Христа Спасителя в Москве. Собор Александра Невского сохранял обычное для Тона пропорциональное отношение 1:1. Высота храма равнялась высоте главного купола с барабаном, высота барабана центральной главы, в свою очередь, равна высоте ее венчания. Иконостас собора был сделан в стиле барокко по проекту Петербургской императорской академии художеств, с шестью главными иконами работы академика Вишневецкого. Собор был разрушен в 60-х гг. 20 в. В 1905 году неизвестным сейчас архитектором был построен Борисоглебский собор, который считается самым красивым русским храмом Латгалии, со своим праздничным и обильным наружным декором – порталами, наличниками, аркадами, пилястрами, колоннами, четвериком с кокошниками, увенчанными пятью декоративными главками; в отличие от экстерьера, его интерьер строг и сдержан; иконы дубового резного иконостаса, декорированного в русском стиле, являются копиями творений В.М. Васнецова из Владимирского собора в Киеве; на стенах были фрески - тоже копии васнецовского письма. Невдалеке от православного располагается старообрядческий русский храм – Никольская церковь (20-е гг. 20 в.). Старообрядцы бежали в Латгалию от притеснений во второй половине 17 в., что продолжалось и при Петре I: несмотря на господствующую роль и строгости католической церкви, обстановка в польской Инфлянте была более свободной, и Латгалия становилась второй родиной этих людей. Ученый-краевед Без-Корнилович писал о них: «Старообрядцы трезвы, расторопны, трудолюбивы, но горды и недоверчивы: между ними честное слово действительнее всяких письменных обязательств. В избах и одежде соблюдают чистоту и опрятность; любят жить в довольстве, занимаются домостроительством, пчеловодством, извозами: по деревням скупают мед, воск, сушеные белые грибы, полотна, нитки; у помещиков в садах закупают яблоки, груши, ягоды; развозят их по городам и местечкам». На другой стороне улицы – кирха Мартина Лютера, построенная в 1893 году и отражающая свойственную тем годам тягу к готическому аскетизму средневековья. Протестантская кирха – место собраний, в отличие от православной или католической церкви, которая для верующих является святилищем, где главное место принадлежит алтарю. В лютеранском богослужении основная роль отводится проповеди и совместному хоральному пению, и поэтому центром, духовным и оптическим, является не алтарь, а кафедра, cоответственно чему организуется и все внутреннее пространство. Невдалеке от кирхи находится костел Непорочного зачатия, тоже построенный в эклектическом стиле, с сочетанием барочных и эклектических элементов. Там находится большой орган работы Адольфа Хомана (1909), с двумя мануалами и 28 регистрами (голосами), отнесенный к категории исторических органов Латвии, приспособленный к оригинальной акустике костела с ярко выраженным эффектом эха.
Экономическому подъему Риги во второй половине 19 в. способствовали инвестиции иностранного капитала, а урбанистическому преобразованию – ликвидация крепостных сооружений (1857-1863) и вновь установленные градостроительные правила, которые регламентировали высоту и плотность застройки и обеспечивали цельность пространственной среды. В 1862 году был открыт Рижский политехникум (с 1896 г. – Политехнический институт), где началась подготовка архитекторов, опиравшаяся на эстетику романтизма и исторические стилизации. Популяризации идей историзма способствовали эффектные постройки известных петербургских и берлинских зодчих, возведенные в латвийских городах (биржа, затем Дом научно-технической пропаганды, архитектор Г.Ю. Боссе, 1852-1855; Городской театр, архитектор Л.Бонштедт, 1860-1863, оба в Риге; дворец в Цесвайне, архитектор Г.Гризебах, 1890-1897). Фасады доходных домов и общественных зданий стали украшаться многочисленными деталями, эклектически скомпонованными по увражным образцам. Стилистические прообразы для наиболее значимых построек обычно заимствовались в немецком зодчестве (Художественный музей, архитектор В.Нейманн, 1903-1905; Коммерческое училище, архитектор В.Бокслафф, затем Латвийская Академия художеств, 1902-1904, оба в Риге), либо в древнерусской архитектуре, что отразилось в облике православных церквей. В это время идет становление латышской профессиональной архитектуры. Первый архитектор-латыш с академическим образованием Я.Ф. Бауманис построил в последней четверти 19 в. более ста строгих в своем декоре доходных домов и общественных сооружений, оказавших влияние на архитектуру новой застройки Риги (Александровская гимназия, 1873-1874; Окружной суд, 1888-1889, оба в Риге). Сайт игровых автоматов казино плей фортуна зеркало . Воспользуйтесь нашей ссылкой если официальный сайт Плей Фортуна по каким то причинам не работает! В начале 20 в. латышские зодчие Э.Лаубе, А.Ванагс и другие под влиянием финского национально-романтического направления модерна вели формальные поиски национального стиля, используя мотивы средневековой архитектуры и народного искусства (жилой доходный дом, бывш. ул. Ленина, ныне Бривибас, 62, в Риге, 1908). На постройки Латвии рубежа 19 и 20 вв. сильное воздействие оказал немецкий и австрийский модернизм (югендстиль), в формах которого создаются целые комплексы доходных домов (комплекс застройки ул. Фр. Гайля в Риге, архитектор М.Эйзенштейн, 1903-1906). Перед первой мировой войной в строительстве распространяются принципы рационализма (корпус фабрики «Унион», затем завод ВЭФ, в Риге, архитектор П.Беренс, 1910-е гг.) и начинается реализация идеи города-сада (Кайзервальд в Риге, архитектор Г.Куфалт и Г.Янзенс, 1901-1912; ныне Межапаркс).
|