Главная
Rambler's Top100 Латвия
Города и курорты
Туры в Латвию
Отели
Визы в Латвию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Латвии
Регистрация фирм в Латвии
 
Литва
Города и курорты
Туры в Литву
Отели
Визы в Литву
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Литве
Регистрация фирм в Литве
 
Эстония
Города и курорты
Туры в Эстонию
Отели
Визы в Эстонию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Эстонии
Регистрация фирм в Эстонии
 
Калининградская область
Курорты
Туры
Отели
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
 
Новости
Погода
 
Контакты
 
Карта сайта
 
Особенности латышской архитектуры и скульптуры 20 века

Главная / Латвия / Статьи / Особенности латышской архитектуры и скульптуры 20 века /

В декабре 1918 года в Латвии провозглашена советская власть; с начала 1920 г. она стала независимой Латвийской республикой. В августе 1920 г. был подписан советско-латвийский мирный договор. В 1934 г. совершен государственный переворот, распущен парламент, запрещены политические партии, профсоюзы, рабочие организации. В архитектуре 20-30-х гг. продолжают развиваться тенденции неоклассицизма, в стиле которого построены, например, актовый зал Латвийского университета в Риге (архитектор Э.Шталберг, 1929-1938), Дворец юстиции там же (архитектор Ф.Скуинь, 1936-1938), сохраняется стилизаторство в духе национально-романтического направления (церковь в Аллажи, 1927). Под влиянием функционализма известные сдвиги наметились в муниципальном жилищном строительстве (жилые дома: дом № 15, ул. Яна Асара, архитектор О.Тилманис, 1929; дом № 2, ул. Ломоносова, архитектор Э.Шталбергс, 1930, оба в Риге). Самыми значимыми в художественном отношении являются Братское кладбище в Риге – архитектурно-скульптурный ансамбль, создающий ощущение драматичной героики (скульптор Зале, архитектор А.Бирзениек, 1924-1936), а также памятник Яну Райнису на кладбище Райниса в Риге (скульптор Земдега, архитектор А.Аренд, 1934). В июле 1940 г. на территорию страны были введены советские войска, образована Латвийская ССР, которая в августе была присоединена к СССР. В 1941-1945 гг. Латвия была оккупирована немецко-фашистскими войсками. После войны были заново отстроены разрушенные города, исторические центры Риги, Елгавы, Даугавпилса и других городов были застроены современными зданиями и приобрели новый облик. Были разработаны генеральные планы перспективного развития городов. В сельской местности вместо хуторской системы появились поселки. С середины 50-х гг. строительство в Литве проводилось, в основном, по типовым проектам из кирпича или сборного железобетона. Уже первые небольшие жилые комплексы отразили специфику местного формотворчества: выразительность застройки достигалась за счет сохранения существующей зелени и свободной группировки типовых жилых домов, учитывались и связи с центрами транспортного и бытового обслуживания (микрорайон Агенскалнские сосны в Риге, архитектор Н.Н. Рендель, 1958-1962, и др).

В возводимых в 1970-е гг. экспериментальных домах были опробованы разные планировочные варианты квартир, в том числе решенных в двух уровнях, использованы как традиционные, так и новые отделочные материалы – стематит, алюминий и др. (жилой дом, архитекторы М.Станя, Х.Кандерс, бывш. ул. Ленина, ныне Бривибас, 313, в Риге, 1970). Жилые районы формируются исходя из логики функционального зонирования территорий и тенденций свободной организации пространства (жилые районы Югла, архитекторы Д.Даннеберга и др., 1962-1970; Иманта, архитекторы В.Арситис, Л.Наглиньш и др., с 1970 г.; Межциемс, архитекторы З.Гайле, М.Гелзис и др., с 1977 г., Пурвциемс в Риге, Лаума в Лиепае и др.), многоэтажные дома дополняются иногда сблокированными малоэтажными зданиями с квартирами в двух уровнях (квартал по бывш. ул. Ленина, архитекторы И.Якобсонс, В.Сависко, И.Кретена, И.Аколова, в Елгаве, 1970-е гг.). Общественные здания и комплексы характеризуются строгой ясностью планировки (санаторий в Яункемери, архитекторы А.Рейнфельд и др., 1967), сдержанностью цветовой отделки интерьеров, построенной на сопоставлении фактур естественных материалов и использовании окружающей среды (летний концертный зал в Дзинтари, архитекторы Гелзис, А.Вецсилис, 1959-1960), применением облицовки из металла и пластиков на фасадах (жилой дом на бывш. ул. Ленина, ныне Бривибас, в Риге, архитекторы М.Станя, И.Якобсон, 1970). Среди общественных зданий важное место занимают лечебные учреждения, в которых архитектура отразила потребность организации полноценной среды как специфического лечебного фактора (многопрофильная больница, архитекторы А.Пурвиньш, В.П. Кадырков, 1977-1981; детская больница, архитекторы М.Гелзис, А.Рейнфельде, З.Калинка, 1976-1980, обе в Гайльэзерсе, в Риге). В облике построек преобладает тяготение к обобщенности форм и выделению при помощи различных по цвету и фактуре отделочных материалов функционально обособленных объемов и тектонических элементов (мемориальный Музей-памятник Латышским красным стрелкам, 1969-1970; гостиница «Ридзене», 1979-1984, оба в Риге). В решении интерьеров обычно воплощается концепция незамкнутого переливающегося пространства (Художественный академический театр им. Я.Райниса в Риге, 1966-1977), нейтральная отделка ограждающих поверхностей комбинируется с современными изделиями латвийского дизайна и произведениями национального декоративно-прикладного и монументального искусства. Можно отметить и ряд других уникальных зданий, таких, как комплекс аэропорта «Рига» (архитекторы Л.Иванов, В.Ермолаев, 1974), бывшее административное здание ЦК КП Латвии в Риге (архитекторы Г.Асарис, Я.Вилциньш, А.Удрис), бывший Дом политического просвещения (архитекторы Ю.Гертман, В.Кадырков, 1982, там же); Дом культуры «Юрас варты» в Вентспилсе (архитекторы В.Вавулс, О.Домбровскис, 1977) и др. По проектам литовских архитекторов сооружались общественные и жилые постройки в Москве (станция метро «Рижская», архитекторы Апситис и др., 1958), в Целинограде (Дворец целинников, архитекторы О.Крауклис и др., 1960-1963) и в других городах.

Возвышенное звучание приобрели многочисленные памятники и ансамбли, увековечившие героизм народа, проявленный в Великой Отечественной войне. В них скульптура и архитектура синтезированы в цельном, монументальном произведении искусства, которому присущи аллегоричность и суровая простота форм (памятник советским воинам в Виеталве, скульпторы В.Албергс, З.Звара, архитектор Э.Шенбергс, 1968; братское кладбище в Гулбене, скульпторы Г.Грундберга, И. Зандберга, архитектор Г.Барканс, 1968-1970). Крупнейшим памятником явился Саласпилсский мемориал (скульпторы Л.Буковский, Я.Заринь, О.Скарайнис, архитекторы Г.Асарис, О.Н. Закаменный, О.Остенберг, И.Страутманис, 1966-1967, Саласпилс), созданный на месте бывшего гитлеровского концлагеря. Мощные ритмы архитектурно-пространственной композиции, строгость монолитных скульптурных изваяний, свободно сгруппированных в реальном историческом окружении, олицетворяют жизнеутверждающую образную систему мемориала.

В мае 1990 года Верховный Совет республики принял Декларацию о ее независимости.

Поиск тура
Ошибка!
Ошибка базы данных
вернуться назад

Курс валют
Информеры - курсы валют

Балтийские новости
20.02.14 | Кемерский парк открывает свои двери

12.02.14 | Праздник музыки европейского масштаба в Риге

08.02.14 | Открытие здания репрессий и пыток

05.02.14 | Праздник Пасхи и весеннего солнцестояния в Латвии

22.01.14 | Самые успешные люди Латвии

20.01.14 | Прощание Латвии с латами

15.01.14 | Скажи Литве «Like»

12.01.14 | Рядом с бизнес-центром - отель

10.01.14 | Деревенский туризм набирает популярность

01.01.14 | Благодаря обыскам выросла цена на наркотики

Все новости


Подпишитесь на рассылку!
Подпишитесь на рассылку новостей и спецпредложений по отдыху в странах Балтии



главная | латвия | литва | эстония | россия | новости | погода | контакты
Туристическая компания "TOURPLUS". Москва, ул. Марксистская, 3, оф. 416,
тел. (495) 785-88-10 (многоканальный).

      Rambler's Top100

© Tourplus, 2005—2013