Главная
Rambler's Top100 Латвия
Города и курорты
Туры в Латвию
Отели
Визы в Латвию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Латвии
Регистрация фирм в Латвии
 
Литва
Города и курорты
Туры в Литву
Отели
Визы в Литву
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Литве
Регистрация фирм в Литве
 
Эстония
Города и курорты
Туры в Эстонию
Отели
Визы в Эстонию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Эстонии
Регистрация фирм в Эстонии
 
Калининградская область
Курорты
Туры
Отели
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
 
Новости
Погода
 
Контакты
 
Карта сайта
 
Страна в эпоху позднего феодализма. Особенности стиля барокко в Латвии

Главная / Латвия / Статьи / Страна в эпоху позднего феодализма. Особенности стиля барокко в Латвии /

В 17 веке Латвия вступает в эпоху позднего феодализма. С ростом торговли в городах появляются комплексы складов-амбаров (склады-амбары, ул. Сарканас Гвардес, № 5, 7, 9, в Риге, 17 в.; купеческий склад, ул. Зивью, 4/6, в Лиепае, конец 17 в.) и производственные здания. В искусстве появляются новые, барочные, тенденции. Более глубокому освоению классических правил построения ордеров, типичных для барокко систем композиции и орнаментов способствовало распространение увражей и трактатов по архитектуре. Однако отсутствие централизованной светской и духовной власти, сословное противоборство и усиление национальных противоречий вели к нарастанию региональных отличий искусства: в Курляндском герцогстве из мастеров-декораторов вентспилсской судоверфи образовалась местная школа резчиков по дереву (Н.Сёфренс-младший и др.), оставившая заметный след в оформлении интерьеров курземских церквей; в Латгалии искусство было близко кругу барочных идей Литвы и Белоруссии; в Видземе с Ригой, отошедших после Северной войны (1700-1721) к России, приверженность традициям сочеталась с влечением к палладианству - направлению в европейском зодчестве 17-18 вв., развивавшему в рамках классицизма принципы, заложенные в творчестве итальянского архитектора 16 в. А.Палладио, сочетавшему строгую упорядоченность ордерных систем с их многообразными вариациями в композициях и применении. Самобытная внестилевая линия, сближающаяся с народным творчеством, проявилась в архитектуре малоэтажной городской застройки, где буржуазный практицизм не давал развернуться барочной экспрессии.

При всей пестроте проявлений стиля барокко в Латвии, можно выделить три этапа эволюции этого стиля: ранний (1650-е гг.–1730), период сосуществования форм и приемов барокко со средневековыми и ренессансными; зрелый (1730–1760), отмеченный осмысленным применением композиционных решений барокко, и поздний (1760-1780-е гг.), связанный с усложнением форм под влиянием рококо либо их упрощением под влиянием классицизма.

Первые признаки барокко – тяготение к художественной организации больших пространств – проявились при перепланировке рижских предместий (шведский градостроитель И.Роденберг, 1650-е гг.) и строительстве нового ядра центра Риги – цитадели (шведский архитектор Э.Дальберг, 1680-1690-е гг., не сохранилась). Старая крепостная стена в Риге была обстроена жилыми и хозяйственными зданиями (так называемые Шведские ворота, конец 17 в.). Фасады жилых домов обрели строгую симметрию и укрупненные членения, интерьеры стали украшаться орнаментальными панно и росписями (жилой дом, ул. Тиргоню, № 10, 1698). В декоре начинают преобладать вытесанные из известняка пышные спирали аканта, канонизированные ордерные формы (жилой дом, ул. Миесниеку, 8, 1-е десятилетие 18 в.); дома-дворцы именитых бюргеров Риги, например, так называемые дом Рейтерна (1684-1688) и дом Данненштерна (1694-1698), крытые крутой черепичной крышей, приобретают монументальные уличные фасады, расчлененные большим ордером. Самое значительное произведение раннего барокко – новый западный фасад рижской церкви св. Петра (архитекторы Я.Йостен и Р.Бинденшу, 1671-1692) был решен как основание многоярусной башни, самой высокой деревянной конструкции в тогдашней Европе, которая имеет своеобразный ритм пропорций и необычную для подобных композиций устремленность ввысь. Подобное решение западного фасада было популярным и в небольших храмах Видземе вплоть до конца 18 в. (лютеранские церкви: в Матиши, 1687-1688; св. Варфоломея в Лимбажи, 1679-1680; в Ледурге, арх. И.-Б.Мазунген, 1767-1772). В Курземе, где верность строительным традициям иногда сочеталась с тягой к внешним эффектам (Шведские дворцовые ворота в Приекуле, 1688) и бюргерской расчетливостью (комплекс жилых домов в Лиепае: ул. Им. Судмалиса, № 24, и ул. 17 июня, № 33, конец 17 в.), однобашенные лютеранские церкви сохраняли облик, сложившийся в постреформационный период, и приобрели лишь пышно оформленные интерьеры (церкви: в Эдоле, 1648, 1697; в Априки, ок. середины 17 в. – 1710 г.; в Угале, Вентспилсский район, 1693-1697). Исключением являются постройки, отразившие поиски нового типа протестантской церкви (лютеранская церковь Спасителя в Субате, 1680-е гг.), и католические храмы, имевшие характерное для барокко пространственное решение (костел Успения Девы Марии в Скайсткалне, ок. 1666 г. – 1692). Сельские деревянные церкви строились обычно в виде простого монументального сруба (костел св. Иосифа в Ливберзе, конец 17 в.). В Видземе кроме однонефных рубились крещатые церкви, в Латгалии – зальные костелы и псевдобазилики (костелы: св. Иоанна Крестителя в Индрице, 1698; Провидения Божьего в Берзгале, 1751). К периоду развитого барокко относятся дворцы и помещичьи усадьбы, расположенные в живописных местах в окружении регулярных и пейзажных парков, с многочисленными служебными постройками, (комплекс помещичьей усадьбы в Кабиле, конец 17 в., 2-я пол. 18 – 1-я пол. 19 в.).

В латгальском городе Краславе начала формироваться качественно новая пространственная композиция градостроительного ансамбля, примечательная активным использованием ландшафта, раскрытием перспектив на главные архитектурные и природные доминанты.

Деревянные и каменные барские дома – в большинстве одноэтажные, с громоздкой крышей и отопительным центром в виде трубы-кухни (прямоугольного помещения, пирамидальное перекрытие которого, постепенно суживаясь, образует дымоход – мантельшорнштейн), приобретают симметричные решения с парадным залом, вестибюлем и мезонином на главной оси (барский дом в Таши, 1734), а также плавно изогнутые мансардные кровли (барские дома: поместья «Унгурмуйжа» в Кудумсе 1732-1750-е гг.; в Лиепупе, 1751; жилой дом, ул. Падомью, 7, в Кулдиге, 1670, 1742) и в отдельных случаях – волнообразнеые фасады (дворцовая библиотека в Краславе, 1759). В середине 18 в. появляются декор и скульптура в стиле рококо (лютеранская церковь св. Троицы в Лиепае, 1742-1750; барский дом в Априки, 1745), росписи с изображением пейзажей, архитектурных композиций и аллегорий (дворец в Краславе, ок. сер. 18 в. – 1820-е гг.). Наибольшей цельностью художественного замысла отличались дворцы курляндского герцога Э.И. Бирона в Рундале и в Елгаве, возведенные знаменитым петербургским зодчим Ф.Б. Растрелли в конце 1730-х годов и отделанные в 1760-е годы, когда Растрелли принял должность генерального смотрителя дворцов герцога. Рундальский дворец является центром большого дворцово-паркового комплекса, решенного по принципам симметричной многолучевой планировки; Елгавский стоит обособленно и выделяется парадным величием отделки фасадов. Сгруппированные вокруг курдонёра (парадного двора) помещения в этих зданиях на втором этаже образуют длинные анфилады парадных зал. Рундальский дворцово-парковый ансамбль – наиболее совершенный барочный комплекс в Латвии. Он был построен на месте замка 1-й пол. 16 в. По аналогии с Версалем все его постройки как бы нанизаны на единую ось композиции, которая имела по проекту длину около трех километров, а над въездом в курдонёр должна была находиться трехъярусная надвратная башня. Дворец был выстроен в 1736-1740 гг., тогда же завершилась отделка части интерьеров и был разбит парк. Но из-за отставки и ссылки Бирона работы остановились и были возобновлены в 1764 г. с возвращением в Курляндию герцога, а потом и Растрелли; тогда был упразднен барочный скульптурный декор фасадов и надвратной башни, а парадные комнаты были отделаны в стиле позднего рококо, что стало высшим достижением этого искусства. Из 138 комнат дворца четвертая часть сохранила первоначальное убранство, поразительное по богатству художественных приемов, разнообразию лепных стукковых деталей, яркости колорита живописных плафонов и пышности рокайльной пластики. Главные декоративные работы проводились в 1765-1767 гг. (И.М. Графф, Ф.Мартини, К.Цукки). Особенно великолепны два зала – Золотой, или Аудиенц-зал, отделанный синим и розовым искусственным мрамором, позолотой, лепниной, с огромным живописным плафоном (площадь 200 кв.м), который изображает олимпийских богов, вручающих корону герцогу, и Танцевальный, или Белый, зал, с изящным и разнообразным рокайльным стукковым декором, большим количеством рельефных пасторалей – аллегорий охоты, сельского хозяйства, музыки и других видов искусства. На втором этаже в правом крыле дворца располагалась анфилада приемных залов, в левом – апартаменты герцогини и придворных, посредине – покои герцога, где центром явилась спальня, куда сходятся все оси ансамбля. Пространственно разветвленные вестибюли, парадные лестницы вдалеке от центрального входа, рационализм композиции второго этажа явились характерными чертами планировки дворца. В 1760-х гг. было создано парадное обрамление главного въезда симметрично от оси дворца: построены два одноэтажных подковообразных в плане служебных здания – конюшня и каретный сарай, а промежуток между ними оформлен в виде пропилеев (замысел Растрелли, осуществлен архитектором С.Ензенсом). Дворец страдал от разрушений в 19-20 вв. и ремонтных работ 19 в., там проводится реставрация.

С течением времени барокко вносит в композицию фасадов большую расчлененность и богатство декоративных форм (дворец в Залениеки, 1767-1775; так называемый дом Фитингофа в Риге, ул. Комунала, 2, ок. 1765 г.), а также строго академичные ордерные построения («Академия Петрина» в Елгаве, 1773-1775; кавалерский дом в Кроньвирцаве, оба – архитектор С.Ензенс, 1780-е гг.), которые придавали зданиям импозантную величавость.

В этот период оживилось строительство монументальных католических храмов в Латгалии. Они получают вид своеобразных крестово-купольных барочных костелов (костел Троицы в Дагде, 1743-1770-е гг.), зальных построек либо базилик с удлиненным хором, в которых особенно эффектно решался лишь один западный фасад, а купола и своды были скрыты под скатами высокой крыши (костелы: Св. Креста в Пасиене, 1761-1770-е гг.; св. Людвиги в Краславе, 1755-1767; Успения Девы Марии в Аглоне, 1768-1780). В Видземе под воздействием изменившихся вглядов даже лютеранские храмы утрачивают былую аскетичность (лютеранская церковь в Кекаве, Рижский район, 1783), появляются здания, тяготеющие к центрическим композициям и острым эффектам, что проявлялось в размещении алтаря с кафедрой, главного входа и башни на короткой поперечной оси (лютеранская церковь в Лиепупе, Лимбажский район, 1782).

Поиск тура
Ошибка!
Ошибка базы данных
вернуться назад

Курс валют
Информеры - курсы валют

Балтийские новости
20.02.14 | Кемерский парк открывает свои двери

12.02.14 | Праздник музыки европейского масштаба в Риге

08.02.14 | Открытие здания репрессий и пыток

05.02.14 | Праздник Пасхи и весеннего солнцестояния в Латвии

22.01.14 | Самые успешные люди Латвии

20.01.14 | Прощание Латвии с латами

15.01.14 | Скажи Литве «Like»

12.01.14 | Рядом с бизнес-центром - отель

10.01.14 | Деревенский туризм набирает популярность

01.01.14 | Благодаря обыскам выросла цена на наркотики

Все новости


Подпишитесь на рассылку!
Подпишитесь на рассылку новостей и спецпредложений по отдыху в странах Балтии



главная | латвия | литва | эстония | россия | новости | погода | контакты
Туристическая компания "TOURPLUS". Москва, ул. Марксистская, 3, оф. 416,
тел. (495) 785-88-10 (многоканальный).

      Rambler's Top100

© Tourplus, 2005—2013