Главная
Rambler's Top100 Латвия
Города и курорты
Туры в Латвию
Отели
Визы в Латвию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Латвии
Регистрация фирм в Латвии
 
Литва
Города и курорты
Туры в Литву
Отели
Визы в Литву
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Литве
Регистрация фирм в Литве
 
Эстония
Города и курорты
Туры в Эстонию
Отели
Визы в Эстонию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Эстонии
Регистрация фирм в Эстонии
 
Калининградская область
Курорты
Туры
Отели
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
 
Новости
Погода
 
Контакты
 
Карта сайта
 
Искусство Эстонии эпохи барокко

Главная / Эстония / Статьи / Искусство Эстонии эпохи барокко /

Стиль барокко в эстонском искусстве охватывает время с 30-х годов 17 в. до 80-х гг. 18 в. В свою очередь оно делится на два периода: 17 в., когда страна находилась под шведским господством, и время с 1710 г., когда вся эстонская территория в результате Северной войны (1700-1721) была присоединена к Российской империи.

Сначала искусство барокко заявляет о себе в декоративных формах: место арабесок (прихотливого орнамента, построенного по принципу бесконечного развития и многократного ритмического наслоения  повторяющихся групп геометрических, растительных или эпиграфических мотивов) и картушей (украшений в виде щита или не до конца развернутого свитка, на которых помещается герб, эмблема или надпись) занимают волюты (архитектурные мотивы в форме спиралевидного завитка с кружком – «глазком» - в центре, часть ионической, коринфской или композитной капители) или и абстрактный хрящевидный орнамент, на смену которым во 2-й пол. 17 в. приходит буйный декор с мотивами аканта (декоративной формы, восходящей к рисунку листьев травянистого растения аканта) и цветов.

Для 17 в. характерно возведение земляных городских укреплений. По проектам выдающихся шведских инженеров-фортификаторов Э.Дальберга, П.фон Эссена и др. города Таллинн, Нарва, Тарту, Пярну, а также замок в Курессааре окружаются поясом бастионов. Однако в большинстве случаев из-за Северной войны эти укрепления остались незаконченными. Иногда (например, в Пярну, Нарве) одновременно со строительством укреплений шло расширение городской территории с применением принципов регулярной планировки.

Благодаря транзитной торговле с Россией Нарва наряду с Таллинном заняла ведущее положение в стране. Это в свою очередь создало предпосылки для интенсификации здесь строительных работ. В результате город превратился в единый стилистический ансамбль. В архитектуре его зданий доминирует стиль так называемого нидерландского барокко, воспринятый через Швецию. Для городских домов характерны угловые эркеры, расчлененные пилястрами фасады, скульптурные порталы. Старый город Нарвы был разрушен во время Второй мировой войны, и свой первоначальный вид восстановила одна только ратуша (1668-1671, архитектор Г.Тейффель).

В Таллинне стиль барокко приживается медленнее и проявляется более сдержанно: многие здания лишь перестраиваются, например, фасад северного притвора церкви Нигулисте (1676-1678, скульптор В.Нак). Интерьеры домов получают расписные балочные перекрытия. У северной стены церкви Нигулисте возводится часовня Г.А. Клодта (1673). Довольно много барочных построек возводится во владениях семейства де ла Гарди в западной Эстонии и на острове Сааремаа (ратуша, 1670, важня, 1663, обе – в Курессааре), а также в Пярну (жилые дома). В это время строятся и деревянные здания, как, например, церковь Св. Марии Магдалины в Рухну (1643-1644). Многое было достигнуто и в скульптуре. В Нарве интересны  порталы работы Я. ван дер Капелле и И.-Г.Херольдта. Примечателен скульптурный портал ратуши (скульптор Н.Миллих). Важную роль в искусстве этой эпохи приобретает резьба по дереву (мастер Э.Тиле из Копенгагена). В последней четверти 17 в. ведущим мастером-резчиком становится К.Аккерман, в чьих работах наряду с пышным акантовым декором большое место занимает объемная пластика.

Присоединение Эстонии к России принесло с собой новые художественные связи: через  Петербург распространялись более зрелые формы стиля барокко, на смену прежнему скульптурному декору приходит штуковая пластика. В сер. 18 в. некоторое распространение получает стиль рококо. Развивается градостроительство: для этого времени была примечательна закладка нового портового города Пальдиски (Балтийский порт) с регулярной сетью улиц. Продолжают воздвигать бастионные укрепления (в Палдиски, в Тарту).

Самым замечательным памятником архитектуры барокко, созданным в это время, является Кадриоргский дворец и парк под Таллинном (1718-1725, архитектор Н.Микетти), заложенный по распоряжению Петра I как его личная резиденция. Дворцовый ансамбль использует планировку итальянской виллы, где главное здание и флигели располагаются на одной линии на склоне холма. Дворец стоит на небольшом естественном откосе, поэтому его главный фасад имеет три этажа, а противоположный – два. Два верхних этажа главного фасада связаны между собой пилястрами, а цокольная часть отделяется от них карнизом. Более нарядно оформлен центральный ризалит. На втором его этаже был балкон (вначале с балюстрадой), опирающийся на портик из четырех колонн. Крыша тоже была опоясана балюстрадой. В вестибюле до наших дней сохранился лепной потолок, поддерживаемый колоннами, зато лестница перестроена полностью. Самым репрезентативным помещением  дворца является двухсветный зал, расположенный над вестибюлем. Его стены расчленены пилястрами, филенками и межэтажным карнизом, простенки над окнами и вокруг овальных окон украшены богатым лепным декором (мастера М.Шейтингер, А.Квадри, С.Цельтрехт). В зале два камина, находящиеся на продольной оси, с тонко исполненным скульптурным декором; над ними - картуши с инициалами Петра I  и Екатерины I, поддерживаемые фигурами гениев. Зеркальный свод с роскошным декором украшен плафоном с росписью на темы «Метаморфоз» Овидия в технике al secco (неизвестный мастер, 1720-е гг.). Дворовый фасад дворца был перестроен в 1933-1934 гг. архитектором А.Владовски. Окружавший дворец регулярный парк не сохранился. На его территории расположены вспомогательные постройки последней четверти 18 в. и 1-й половины 19 в. – такие, как здания для охраны, беседка «Люстхаус» и др.; позже они были перестроены.

Гражданские постройки стиля барокко относительно просты: сказались экономические трудности после Северной войны. В городах строят, в основном, деревянные здания (в Тарту). Для культовой архитектуры характерны зальные или крестообразные в плане постройки. К первым относится, например, церковь Св. Елизаветы в Пярну (1744-1747, архитектор И.Г. Вюльберн, И.Г. Гютербок), ко вторым - церковь Св. Екатерины там же (1764-1768, архитектор П.Егоров). Возводятся усадебные ансамбли, где значительную роль играют парки (усадьба Сууремыйза, 1772, остров Хийумаа). Лучшее, что было создано в это время в стиле рококо, - интерьеры дворца в Пылтсамаа (1770, штуковые работы мастера И.М. Граффа и, как полагают, росписи мастера Г.Х. Вельте, не сохранились).

Среди произведений декоративного искусства 1-й пол. 18 в. наиболее замечателен иконостас (1720), созданный И.П. Зарудным для таллиннской гарнизонной церкви. В работах некоторых мастеров этого времени, например, И.В. Рабе, видны традиции резьбы по дереву конца 17 в., утраченные во второй половине 18 в.

Поиск тура
Регион:



Тип тура:



Ориентировочная дата:

от:

до:

Цена, долл., не более:




Курс валют
Информеры - курсы валют

Балтийские новости
20.02.14 | Кемерский парк открывает свои двери

12.02.14 | Праздник музыки европейского масштаба в Риге

08.02.14 | Открытие здания репрессий и пыток

05.02.14 | Праздник Пасхи и весеннего солнцестояния в Латвии

22.01.14 | Самые успешные люди Латвии

20.01.14 | Прощание Латвии с латами

15.01.14 | Скажи Литве «Like»

12.01.14 | Рядом с бизнес-центром - отель

10.01.14 | Деревенский туризм набирает популярность

01.01.14 | Благодаря обыскам выросла цена на наркотики

Все новости


Подпишитесь на рассылку!
Подпишитесь на рассылку новостей и спецпредложений по отдыху в странах Балтии



главная | латвия | литва | эстония | россия | новости | погода | контакты
Туристическая компания "TOURPLUS". Москва, ул. Марксистская, 3, оф. 416,
тел. (495) 785-88-10 (многоканальный).

      Rambler's Top100

© Tourplus, 2005—2013